Проблема индивидуализации в социологии М. Вебера и Н. Элиаса: сравнительный анализ

  • Ростислав Евгеньевич Гергилов Социологический институт РАН gerro@mail.ru
Для цитирования
Гергилов Р. Е. Проблема индивидуализации в социологии М. Вебера и Н. Элиаса: сравнительный анализ // Социологический журнал. 2007. № 3. С. С. 108-123.

Аннотация

В статье даётся краткий обзор связи между теорией цивилизации Элиаса и социологическим наследием Вебера. Автором анализируется как положительная рецепция Элиасом одних теоретических конструкций Вебера (теория господства), так и критика им других (номинализм Вебера, придание незаслуженно важной роли религии в цивилизационном процессе, теоретико-деятельностное обоснование социологии). Цель работы заключается в изучении основного спорного вопроса мыслителей: проблемы индивидуализации. Рассматриваются пункты, по которым преимущество — на стороне Вебера, его прогнозы касательно дальнейшего развития процесса отчуждения; особое внимание уделяется концепции Элиаса, корректирующей некоторые недочёты социальной теории знаменитого учёного и обогатившей её. Элиас постулирует расширение качественной индивидуализации, что не могли себе представить его предшественники.
Ключевые слова:
индивидуализация, цивилизация, отчуждение, господство, М. Вебер, Н. Элиас

Биография автора

Ростислав Евгеньевич Гергилов, Социологический институт РАН
кандидат социологических наук, научный сотрудник

Литература

Gleichmann P. (ed.) Macht und Zivilisation. Bd. 1. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1979. Bd. 2. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1984.



Elias N. Höfische Gesellschaft. Neuwied: Meiner, 1975.



Bogner A. Zivilisation und Rationalisierung. Die Zivilisationstheorie Max Webers, Norbert Elias’ und der Frankfurter Schule im Vergleich. Opladen: Lesker+Budrich, 1989.



Elias N. Über den Prozess der Zivilisation. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1976.



Weber M. Die Protestantische Ethik II, Kritiken und Antikritiken. Gütersloh: Atheneum, 1978.



Hennis W. Max Webers Fragestellung. Tübingen: Mohr, 1987.



Tyrell H. Worum geht es in der Protestanischen Ethik? Ein Versuch zum besseren Verständnis Max Webers // Saeculum. 1989. No. 40.



Elias N. Was ist Soziologie. München: Reimer, 1971.



Elias N. Norbert Elias über sich selbst. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1990.



Elias N. Gesellschaft der Individuen. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1987.



Turner B. Review of Norbert Elias, the civilizing process // Theory, Culture and Society 1985. Vol. 2. No. 2.



Wagner G. Geltung und normativer Zwang. Eine Untersuchung zu den neukantischen Grundlagen der Wissenschaftslehre Max Webers. Feiburg/München: Wissenschaftsverlag, 1987.



Weber M. Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftslehre. Tübingen: Mohr, 1973.



Walter A. Max Weber als Soziologe // Jahrbuch für Soziologie. 1926. Bd. 2.



Hinrichs E. Ancien Regime und Revolution. Studien zur Verfassungsgeschichte Frankreichs zwischen 1589 und 1789. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1989.



Weber M. Gesamtausgabe. 10 Bde. Tübingen: Mohr, 1989.



Simmel G. Philosophie des Geldes. Berlin: de Gruyter, 1958.



Ladeur K. Vorüberlegungen zu einer ökologischen Verfassungstheorie // Demokratie und Recht. 1984. No. 12.



Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tübingen: Mohr, 1972.



Simmel G. Grundfragen der Soziologie. Berlin: De Gruyter, 1984.



Beck U. Risikogesellschaft. Auf dem Weg in eine andere Moderne. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1986.



Simmel G. Rembrandt. Ein kulturphilosophischer Versuch. Leipzig: Meiner, 1919.



Simmel G. Goethe. Leipzig: Meiner, 1923.



Adorno Th. Minima Moralia. Gesammelte Schriften. Bd. 4. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1980.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Гергилов, Р.Е. 2007. Проблема индивидуализации в социологии М. Вебера и Н. Элиаса: сравнительный анализ. Социологический журнал. 3 (мар. 2007), С. 108-123.
Раздел
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ