Оценка эффективности мероприятий по вовлечению школьников в науку (STEM) в контексте концепции вовлеченности и мотивационных теорий: обзор исследовательских стратегий

Научная статья
  • Александра Витальевна Филькина Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия lexia@inbox.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7026-7059
    Elibrary Author_id 526225 SPIN 4394-7293
  • Дмитрий Сергеевич Клевцов Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия klevtsov.tsu@mail.ru
    Elibrary Author_id 1237661 SPIN 2819-5592
Выражение признательности
Исследование выполнено при поддержке программы развития Томского государственного университета (Приоритет-2030).
Для цитирования
Филькина А. В., Клевцов Д. С. Оценка эффективности мероприятий по вовлечению школьников в науку (STEM) в контексте концепции вовлеченности и мотивационных теорий: обзор исследовательских стратегий // Социологический журнал. 2024. Том 30. № 3. С. 76-97. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.3.4 EDN: HXNMKB

Аннотация

В российском контексте недостаточно развита практика описания концептуальной рамки образовательных программ по вовлечению школьников в науку и эмпирических исследований их эффективности. Цель статьи заключается в выявлении актуальных теоретических концепций и измерительных инструментов в сфере оценки эффективности образовательных интервенций по вовлечению школьников в науку (STEM). В первой части статьи делается обзор ключевых аспектов концепции вовлечения и наиболее популярных мотивационных теорий в исследованиях образования школьников. Во второй части анализируются 10 конкретных кейсов исследований, демонстрирующих, как именно в рамках этих теоретических направлений реализуются исследования по оценке эффективности образовательных интервенций с акцентом на инструментарий и измеряемые концепты. Экскурс в поле зарубежных прикладных исследований в данной области может быть полезен как вклад в популяризацию доказательного подхода в целом, а также актуальных концептов и исследовательских стратегий в области оценки узкопрофильных образовательных программ.
Ключевые слова:
вовлеченность в STEM, мотивационные теории в образовании, оценка эффективности образовательных интервенций

Биографии авторов

Александра Витальевна Филькина, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
кандидат социологических наук, научный сотрудник Центра социологии образования Института образования
Дмитрий Сергеевич Клевцов, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
лаборант Центра социологии образования Института образования

Литература

1. Захарова А.Н., Троешестова Д.А., Ярдухин А.К. Взаимодействие вуза и школы в поддержке научно-исследовательской деятельности одаренных обучающихся как современное направление профориентационной работы // Человеческий капитал. 2022. № 1. С. 79-89. DOI: 10.25629/ HC.2022.01.08 EDN: LJRSIE

2. Керша Ю.Д., Обухов А.С. Экспериментальное исследование роли онлайн-кружков в повышении мотивации и самоэффективности учащихся в естествознании // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 2. С. 208-226. DOI: 10.15507/1991-9468.111.027.202302.208-226 EDN: KDAAFI

3. Малошонок Н.Г., Щеглова И.А., Вилкова К.А., Абрамова М.О. Гендерные стереотипы и выбор инженерно-технического направления подготовки // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 149-186. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-149-186 EDN: KQPQHC

4. Технологическое образование школьников: актуальная ситуация и пути развития. Аналитический отчет за 2018 год. М.: Кружковое движение НТИ, Институт образования НИУ ВШЭ. — 129 с. [электронный ресурс]. Дата обращения 08.09.2023. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/289430426.pdf

5. Шмелева Е.Д., Фрумин И.Д. Факторы отсева студентов инженерно-технического профиля в российских вузах // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 110-136. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-110-136 EDN: PLGUIG

6. Ainley M., Ainley J. A Cultural Perspective on the Structure of Student Interest in Science. International Journal of Science Education. 2011. Vol. 33. No. 1. P. 51-71. DOI: 10.1080/09500693.2010.518640

7. Archer M., DeWitt J., Davenport C., Keenan O., Coghill L., Christodoulou A., Durbin S., Campbell H., Hou L. Going Beyond the One-Off: How Can STEM Engagement Programmes with Young People Have Real Lasting Impact? Research for All. 2021. Vol. 5. No. 1. P. 67-85. DOI: 10.14324/RFA.05.1.07

8. Bandura A. The Role of Self-Efficacy in Goal-Based Motivation. New Developments in Goal Setting and Task Performance. Ed. by E.A. Locke, G.P. Latham. N.Y.: Routledge, 2013. P. 147-157

9. Check & Connect Student Engagement Intervention. About Check & Connect. The University of Minnesota. Accessed 15.11.2023. URL: https://checkandconnect.umn.edu/model/default.html

10. Chittum J.R., Jones B.D., Akalin S., Schram A.B. The Effects of an Afterschool STEM Program on Students' Motivation and Engagement. International Journal of STEM Education. 2017. Vol. 4. No. 1. P. 1-16. DOI: 10.1186/s40594-017-0065-4

11. Drymiotou I., Constantinou C. P., Avraamidou L. Enhancing Students' Interest in Science and Understandings of STEM Careers: The Role of Career-Based Scenarios. International Journal of Science Education. 2021. Vol. 43. No. 5. P. 717-736. DOI: 10.1080/09500693.2021.1880664

12. Eccles J.S., Wigfield A. From Expectancy-Value Theory to Situated Expectancy-Value Theory: A Developmental, Social Cognitive, and Sociocultural Perspective on Motivation. Contemporary Educational Psychology.Vol. 61. P. 101859. DOI: 10.1016/j.cedpsych.2020.101859

13. Falk J.H., Meier D.D. Expanding the Boundaries of Informal Education Programs: An Investigation of the Role of Pre and Post-Education Program Experiences and Dispositions on Youth STEM Learning. Frontiers in Education. Frontiers Media SA. 2021. Vol. 6. P. 672487. DOI: 10.3389/feduc.2021.672487

14. Fredricks J.A. The Measurement of Student Engagement: Methodological Advances and Comparison of New Self-Report Instruments. Handbook of Research on Student Engagement. Cham: Springer International Publishing, 2022. P. 597-616. DOI: 10.1007/978-3-031-07853-8_29

15. Fredricks J.A., Blumenfeld P.C., Paris A.H. School Engagement: Potential of the Concept, State of the Evidence. Review of Educational Research. 2004. Vol. 74. No. 1. P. 59-109. DOI: 10.3102/00346543074001059

16. Fredricks J.A., Reschly A.L., Christenson S.L. Interventions for Student Engagement: Overview and State of the Field. Handbook of Student Engagement Interventions. 2019. P. 1-11. DOI: 10.1016/B978-0-12-813413-9.00001-2

17. Faber M., Unfried A., Eric N., Corn J., Walker L., Louise T. Student Attitudes Toward STEM: The Development of Upper Elementary School and Middle/ High School Student Surveys. 2013 ASEE Annual Conference & Exposition. 2013. P. 23-1094. DOI: 10.18260/1-2--22479

18. Gladstone J.R., Wigfield A., Eccles J.S. Situated Expectancy-Value Theory, Dimensions of Engagement, and Academic Outcomes. Handbook of Research on Student Engagement. Cham: Springer International Publishing, 2022. P. 57-76. DOI: 10.1007/978-3-031-07853-8_3

19. Godwin A. The Development of a Measure of Engineering Identity. Proceedings of the ASEE Annual Conference & Exposition. New Orleans, LA. 2016. DOI: 10.18260/p.26122

20. Gurcan F., Erdogdu F., Cagiltay N.E., Cagiltay K. Student Engagement Research Trends of Past 10 Years: A Machine Learning-Based Analysis of 42,000 Research Articles. Education and Information Technologies. 2023. Vol. 28. P. 1-25. DOI: 10.1007/s10639-023-11803-8

21. Halim L., Rahman N.A., Ramli N.A. M., Mohtar L.E. Influence of Students' STEM Self-Efficacy on STEM and Physics Career Choice. AIP Conference Proceedings. AIP Publishing. 2018. Vol. 1923. Iss. 1. No. 1. DOI: 10.1063/1.5019490

22. Hecht C.A., Harackiewicz J.M., Priniski S.J., Canning E.A., Tibbetts Y., Hyde J.S. Promoting Persistence in the Biological and Medical Sciences: An Expectancy-Value Approach to Intervention. Journal of Educational Psychology. 2019. Vol. 111. No. 8. P. 1462. DOI: 10.1037/edu0000356

23. Hidi S., Renninger K. A. The Four-Phase Model of Interest Development. Educational Psychologist. 2006. Vol. 41. No. 2. P. 111-127. DOI: 10.1207/s15326985ep4102_4

24. Kang J., Keinonen T., Simon S., Rannikmae M., Soobard R., Direito I. Scenario Evaluation with Relevance and Interest (SERI): Development and Validation of a Scenario Measurement Tool for Context-Based Learning. International Journal of Science and Mathematics Education. 2019. Vol. 17. No. 3. P. 1317-1338. DOI: 10.1007/s10763-018-9930-y

25. Kennedy T.J., Odell M.R.L. Engaging Students in STEM Education. Science Education International. 2014. Vol. 25. No. 3. P. 246-258.

26. Lesperance K., Hofer S., Retelsdorf J., Holzberger D. Reducing Gender Differences in Student Motivational-Affective Factors: A Meta-Analysis of School-Based Interventions. British Journal of Educational Psychology. 2022. Vol. 92. No. 4. P. 1502-1536. DOI: 10.1111/bjep.12512

27. Li Y., Wang K., Xiao Y., Froyd J. E. Research and Trends in STEM Education: A Systematic Review of Journal Publications. International Journal of STEM Education. 2020. Vol. 7. No. 1. P. 1-16. DOI: 10.1186/s40594-020-00207-6

28. Maiorca C., Roberts T., Jackson C., Bush S., Delaney A., Mohr-Schroeder M.J., Soledad S.Y. Informal Learning Environments and Impact on Interest in STEM Careers. International Journal of Science and Mathematics Education. 2021. Vol. 19. P. 45-64. DOI: 10.1107/s10763-019-10038-9

29. Miller K., Sonnert G., Sadler P. The Influence of Students' Participation in STEM Competitions on Their Interest in STEM Careers. International Journal of Science Education, Part B. 2018. Vol. 8. No. 2. P. 95-114. DOI: 10.1080/21548455.2017.1397298

30. Murphy S., MacDonald A., Wang C.A., Danaia L. Towards an Understanding of STEM Engagement: A Review of The Literature on Motivation and Academic Emotions. Canadian Journal of Science, Mathematics and Technology Education. 2019. Vol. 19. P. 304-320. DOI: 10.1080/03057267.2022.2154997

31. Pearson J., Giacumo L.A., Farid A., Sadegh M. A Systematic Multiple Studies Review of Low-Income, First-Generation, And Underrepresented, STEM-Degree Support Programs: Emerging Evidence-Based Models and Recommendations. Education Sciences. 2022. Vol. 12. No. 5. 333 p. DOI: 10.3390/educsci12050333

32. Renninger K.A., Hidi S.E. Interest Development, Self-Related Information Processing, and Practice. Theory into Practice. 2022. Vol. 61. No. 1. P. 23-34. DOI: 10.1080/00405841.2021.1932159

33. Reschly A.L., Christenson S.L. Jingle, Jangle, and Conceptual Haziness: Evolution and Future Directions in the Engagement Construct. Handbook of Research on Student Engagement. Ed. by Christenson S.L., Reschly A.L., Wylie C.A. N.Y.: Springer Science. 2012. P. 3-19. DOI: 10.1007/978-1-4614-2018-7_1

34. Reschly A.L., Christenson S.L. Jingle-Jangle Revisited: History and Further Evolution of the Student Engagement Construct. Handbook of Research on Student Engagement. Cham: Springer International Publishing. 2022. P. 3-24. DOI: 10.1007/978-3-031-07853-8_1

35. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and Extrinsic Motivation from a SelfDetermination Theory Perspective: Definitions, Theory, Practices, and Future Directions. Contemporary Educational Psychology. 2020. Vol. 61. P. 101860. DOI: 10.1016/j.cedpsych.2020.101860

36. Schmidt J.A., Beymer P.N., Rosenberg J.M., Naftzger N.N., Shumow L. Experiences, Activities, and Personal Characteristics as Predictors of Engagement in STEM-Focused Summer Programs. Journal of Research in Science Teaching. 2020. Vol. 57. No. 8. P. 1281-1309. DOI: 10.1002/tea.21630

37. Shahali E.H.M., Halim L., Rasul M.S., Osman K., Zulkifeli M.A. STEM Learning Through Engineering Design: Impact on Middle Secondary Students' Interest Towards STEM. EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2016. Vol. 13. No. 5. P. 1189-1211. DOI: 10.12973/eurasia.2017.00667a

38. Skinner E.A., Raine K.E. Unlocking the Positive Synergy Between Engagement and Motivation. Handbook of Research on Student Engagement. Cham: Springer International Publishing. 2022. P. 25-56. DOI: 10.1007/978-3-031-07853-8_2

39. Tablatin C.L.S., Casano J.D.L., Rodrigo M.M.T. Using Minecraft to Cultivate Student Interest in STEM. Frontiers in Education. 2023. Vol. 8. P. 1127984. DOI: 10.3389/feduc.2023.1127984

40. The MUSIC model of motivation. Accessed 17.11.2023. URL: https://www.themusicmodel.com/music_model/

41. Tyler-Wood T., Knezek G., Christensen R. Instruments for Assessing Interest in STEM Content and Careers. Journal of Technology and Teacher Education. 2010. Vol. 18. No. 2. P. 345-368.

42. Uggul M., Altiok S. You Are an Astroneer: The Effects of Robotics Camps on Secondary School Students' Perceptions and Attitudes Towards STEM. International Journal of Technology and Design Education. 2022. Vol. 32. P. 1679-1699. DOI: 10.1007/s10798-021-09673-7

43. Urhahne D., Wijnia L. Theories of Motivation in Education: An Integrative Framework. Educational Psychology Review. 2023. Vol. 35. No. 2. 45 p. DOI: 10.1007/s10648-023-09767-9

44. Van den Hurk A., Meelissen M., van Langen A. Interventions in Education to Prevent STEM Pipeline Leakage. International Journal of Science Education. 2019. Vol. 41. No. 2. P. 150-164. DOI: 10.12973/eu-jer.8.3.753

45. Weng X., Chiu T.K.F., Jong M.S.Y. Applying Relatedness to Explain Learning Outcomes of STEM Maker Activities. Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 12. P. 800569. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.800569
Статья

Поступила: 10.02.2024

Опубликована: 23.09.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Филькина, А.В. и Клевцов, Д.С. 2024. Оценка эффективности мероприятий по вовлечению школьников в науку (STEM) в контексте концепции вовлеченности и мотивационных теорий: обзор исследовательских стратегий. Социологический журнал. 30, 3 (сен. 2024), 76-97. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.3.4.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ