Социальные партнерства современной российской школы как инструменты формирования насыщенной образовательной среды и преодоления неравенства

Научная статья
  • Мария Андреевна Козлова НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия makozlova@hse.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5516-2611
    Elibrary Author_id 346660
    ResearchID H-6101-2015
  • Ольга Александровна Симонова НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия OSimonova@hse.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4231-7076
    Elibrary Author_id 681658
    ResearchID I-3652-2015
  • Ольга Николаевна Мадфес НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия onmadfes@edu.hse.ru
Выражение признательности
Публикация подготовлена в ходе работы научно-учебной группы (НУГ № 23-00-024) «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города» в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ)» в 2022–2023 гг.
Для цитирования
Козлова М. А., Симонова О. А., Мадфес О. Н. Социальные партнерства современной российской школы как инструменты формирования насыщенной образовательной среды и преодоления неравенства // Социологический журнал. 2024. Том 30. № 1. С. 143-170. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.1.7 EDN: ONMVOY

Аннотация

Данная статья нацелена на анализ потенциала социальных партнерств школы в решении проблем насыщения образовательной среды и преодоления образовательного неравенства. Школа рассматривается как особая среда, аккумулирующая финансовые, культурные, социальные ресурсы. Принятие постсоветской школой курса на неоменеджериализм предполагает относительную автономию школ и стимулирование конкуренции между ними. Следствием выступает трансформация функций и форм социальных партнерств школы по сравнению с советским периодом. Именно в логике неоменеджериализма социальные партнерства репрезентируются как ведущий инструмент преодоления неравенства в доступе к получению качественных образовательных услуг. Эмпирическую базу составили 88 интервью с сотрудниками средних общеобразовательных учебных заведений Пермского края. На основе анализа интервью эксплицированы интерпретации смыслов и оценки эффектов социальных партнерств школы участниками образовательного процесса, в результате чего выделены возможные риски социальных партнерств: риск углубления образовательного неравенства между школами и участие школ посредством партнерств в сфере экспериментирования, не регламентированного государством. Выявлена диспропорция в широте, разнообразии и устойчивости партнерств между «престижными» школами и школами с невысокими позициями в рейтингах, что согласуется с общим постсоветским трендом дифференциации школ и соответственно с различиями в успешности формирования насыщенной образовательной среды, приводящими к риску углубления образовательного неравенства. Проанализированы специфические черты локальных, организационных и структурных барьеров к установлению школой социальных партнерств, потенциально способствующих преодолению образовательного неравенства.
Ключевые слова:
образовательная среда, образовательное неравенство, социальные партнерства, постсоветская школа, неоменеджериализм

Биографии авторов

Мария Андреевна Козлова, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия
доктор социологических наук, главный научный сотрудник, Международная лаборатория исследований социальной интеграции; доцент, кафедра общей социологии
Ольга Александровна Симонова, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия
кандидат социологических наук, доцент, кафедра общей социологии
Ольга Николаевна Мадфес, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия
бакалавр социологии, стажер-исследователь, Международная лаборатории исследования социальной интеграции

Литература

1. Воронина Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе: Дис. д-ра филос. н.: 09.00.08. М., 1995. — 354 с. EDN: NLIVXD

2. Ганаева Е.А., Масловская С.В. Проектирование системы социального партнерства субъектов образовательных отношений в деятельности руководителя образовательной организации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 3 (231). C. 12–19. DOI: 10.25198/1814-6457-231-12

3. Елизарова А. Модель взаимодействия школы, учреждений СПО и работодателей и ее описание. СПб.: Государственное общеобразовательное учреждение школа No. 522, 2020. — 16 с.

4. Ибрагимова З.Ф., Франц М.В. Неравенство доходов, его субъективное восприятие и влияние на психосоциальное самочувствие населения // Статистика и экономика. 2018. № 4. С. 52–60. DOI: 10.21686/2500-39252018-4-52-60 EDN: XYHIUP

5. Ибрагимова З.Ф., Франц М.В. Неравенство возможностей в образовании в советский и постсоветский периоды: эмпирический анализ // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 43–62. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-2-43-62 EDN: WHGBBU

6. Иванова А.В. Образовательное неравенство: как помочь слабым стать сильнее? // Сайт национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 2012 [электронный ресурс]. Дата обращения 16.06.2023. URL: https://www.hse.ru/news/science/65917307.html

7. Константиновский Д.Л., Груничева И.Г., Гошин М.Е. Неравенство в сфере образования: Российская ситуация // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 5. С. 40–65. EDN: QZPZJT

8. Королева Д.О., Науширванов Т.О. Экосистема развития инноваций российского образования: инфраструктурные характеристики. М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 32 с.

9. Косарецкий С.Г., Груничева И.Г. , Гошин М.Е. Образовательная политика России конца 1980-х – начала 2000-х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании // Мир России. Социология. Этнология. 2016. Т. 25. № 4. С. 115–135. EDN: WTIEYH

10. Косякова Ю., Ястребов Г., Янбарисова Д., Куракин Д. Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 5. С. 76–97. EDN: YRHHFT

11. Семиздралова О.А., Плотников А.Ю. Исследование связи синдрома эмоционального выгорания и мотивации педагогов // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. № 3 (4). С. 36–43.

12. Филипова А.Г., Высоцкая А.В. Образовательное неравенство в школе: от интерпретации понятия к детерминирующим факторам // Социальные исследования. 2018. № 2. С. 1–17. DOI: 10.19181/VIS.2019.31.4.610 EDN: YZSATB

13. Халий И.А. Современные общественные движения: инновационный потенциал российских преобразований в традиционалистской среде. М.: Институт социологии РАН, 2007. — 300 с. EDN: PYNWWN

14. Шульга Н.В. Социальное партнерство в образовании: историко-педагогический аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64–2. С. 265–268. EDN: YICPBA

15. Acharya B. Conceptual evolution of the digital divide: A systematic review of the literature over a period of five years (2010–2015). World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2017. No. 1. P. 41–74.

16. Anheier H.K., Salamon L.M. Global civil society: Dimensions of the nonprofit sector. Baltimore, MD: The Johns Hopkins Center for Civil Society Studies, 1999. 511 p.

17. Antonsich M., Petrillo E.R. Ethno-cultural diversity and the limits of the inclusive nation. Identities. 2019. Vol. 26. No. 6. P. 706–724. DOI: 10.1080/1070289X.2018.1494968

18. Attewell P. The first and second digital divides. Sociology of Education. 2001. Vol. 74. No. 3. P. 252–259. DOI: 10.2307/2673277

19. Austin M.J. The changing relationship between nonprofit organizations and public social service agencies in the era of welfare reform. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2003. Vol. 32. No. 1. P. 97–114. DOI: 10.1177/0899764002250008

20. Ball S.J. Education plc: Understanding private sector participation in public sector education. Routledge, 2007. 232 p. DOI: 10.4324/9780203964200

21. Ball S.J. 14 New states, new governance and new education policy. The Routledge international handbook of the sociology of education. Ed. by M.W. Apple, S.J. Ball, L.A. Gandin. L.: Routledge, 2009. P. 155–166. DOI: 10.4324/9780203863701.ch14

22. Coleman J.S. The concept of equality of educational opportunity. Harvard Educational Review. 1968. Vol. 38. No. 1. P. 7– 22. DOI: 10.17763/HAER.38.1.M3770776577415M2

23. Coleman J.S. Families and schools. Educational Researcher. 1987. Vol. 16. No. 6. P. 32–38. DOI: 10.3102/0013189X016006032

24. Davies B., Hentschke G.C. Public/private partnerships in education: Their nature and contribution to educational provision and improvement. Nottingham: National College for School Leadership, 2003. 16 p.

25. Dees J.G. Social entrepreneurs and education. Current Issues in Comparative Education. 2005. Vol. 8. No. 1. P. 51–55. DOI: 10.52214/cice.v8i1.11402

26. Duru-Bellat M. Social Inequality in French Education Extent and Complexity of the Issues. International Studies in Educational Inequality, Theory and Policy. Ed. by R. Teese, S. Lamb, M. Duru-Bellat, S. Helme. Dordrecht: Springer, 2007. P. 337–356. DOI: 10.1007/978-1-4020-5916-2_12

27. Edwards Jr. D.B. Rising from the ashes: How the global education policy of community-based management was born from El Salvador’s civil war. Globalisation, Societies and Education. 2015. Vol. 13. No. 3. P. 411–432. DOI: 10.1080/14767724.2014.980225

28. Eyal O., Yarm M. Schools in cross-sector alliances: What do schools seek in partnerships? Educational Administration Quarterly. 2018. Vol. 54. No. 4. P. 648–688. DOI: 10.1177/0013161X18765268

29. Fini R. School Achievement in Italy. International Studies in Educational Inequality, Theory and Policy. Ed. by R. Teese, S. Lamb, M. Duru-Bellat, S. Helme. Dordrecht: Springer, 2007. P. 490–508. DOI: 10.1007/978-1-40205916-2_20

30. Fraser B.J. Classroom learning environments. Handbook of research on science education. Ed. by S.K. Abell, N.G. Lederman. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2007. P. 103–124. DOI: 10.4324/9780203824696

31. Fraser B.J. Classroom learning environments: Retrospect, context and prospect. Second International Handbook of Science Education. Ed. by B.J. Fraser, K.G. Tobin C.J. McRobbie. N.Y.: Springer, 2012. P. 1191–1239. DOI: 10.1007/978-1-4020-9041-7_79

32. Froehlich D.E., Hobusch U., Moeslinger K. Research methods in teacher education: meaningful engagement through service-learning. Frontiers in Education. 2021. Vol. 6. P. 680–404. DOI: 10.3389/feduc.2021.680404

33. Fuller B. What school factors raise achievement in the Third World? Review of Educational Research. 1987. Vol. 57. No. 3. P. 255–292. DOI: 10.3102/00346543057003255

34. Fuller B., Clarke P. Raising school effects while ignoring culture? Local conditions and the influence of classroom tools, rules, and pedagogy. Review of Educational Research. 1994. Vol. 64. No. 1. P. 119–157. DOI: 10.3102/00346543064001119

35. Gali Y., Schechter C. NGO involvement in education policy: Principals’ voices. International Journal of Educational Management. 2020. Vol. 34. No. 10. P. 1509–1525. DOI: 10.1108/IJEM-02-2020-0115

36. Ghavifekr S., Pillai N.S. The relationship between the school’s organizational climate and teacher’s job satisfaction: Malaysian experience. Asia Pacific Education Review. 2016. Vol. 17. P. 87–106. DOI: 10.1007/s12564-015-9411-8

37. Kaffemaniene I., Masiliauskiene E., Meliene R., Milteniene L. Educational Environment of the Modern School in the Aspects of Learning Factors, School Climate and Education Paradigms. Pedagogy. 2017. Vol. 126. No. 2. P. 62–82. DOI: 10.15823/p.2017.20

38. Kolleck N. Uncovering influence through Social Network Analysis: the role of schools in Education for Sustainable Development. Journal of Education Policy. 2016. Vol. 31. No. 3. P. 308–329. DOI: 10.1080/02680939.2015.1119315

39. Kolleck N. How (German) foundations shape the concept of education: Towards an understanding of their use of discourses. Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2017. Vol. 38. No. 2. P. 249–261. DOI: 10.1080/01596306.2015.1105789

40. Kolleck N. The power of third sector organizations in public education. Journal of Educational Administration. 2019. Vol. 57. No. 4. P. 411–425. DOI: 10.1108/JEA-08-2018-0142

41. Koul S., Nayar B. The holistic learning educational ecosystem: A classroom 4.0 perspective. Higher Education Quarterly. 2021. Vol. 75. No. 1. P. 98–112. DOI: 10.1111/hequ.12271

42. Maussen M., Bader V. (eds.) Tolerance and cultural diversity in schools: Comparative report. (ACCEPT Pluralism; No. 2012/01). Florence: European University Institute, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, 2012. 112 p. URL: http://hdl.handle.net/1814/20955

43. Meyer H.-D., Boyd W.L. Civil society, pluralism, and education — Introduction and overview. Education Between State, Markets, and Civil Society. N.Y.: Routledge, 2001. P. 9–20. DOI: 10.4324/9781410602114

44. Norris P. The digital divide: Civic engagement, information poverty, and the Internet worldwide. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2001. 303 p. DOI: 10.1017/CBO9781139164887

45. Patrinos H. Public-private partnerships: Contracting education in Latin America. World Bank Working Paper. Washington, DC: World Bank, 2006. Accessed 16.11.2023. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.534.5551&rep=rep1&type=pdf

46. Patrinos H., Osorio F., Guáqueta J. The role and impact of public-private partnerships in education. World Bank Publications. Washington, DC: World Bank, 2009. 116 p. Accessed 17.11.2023. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/453461468314086643/pdf/479490PUB0Role101OFFICIAL0USE0ONLY1.pdf

47. Rivkin S.G., Hanushek E.A., Kain J.F. Teachers, schools, and academic achievement. Econometrica. 2005. Vol. 73. No. 2. P. 417–458. URL: http://links.jstor.org/sici?sici=00129682%28200503%2973%3A2%3C417%3ATSAAA%3E2.0.CO%3B2-K DOI: 10.1111/j.1468-0262.2005.00584.x

48. Suchá L.Z., Bartošová E., Novotný R., Svitáková J.B., Štefek T., Víchová E. Stimulators and barriers towards social innovations in public libraries: Qualitative research study. Library & Information Science. 2021. Vol. 43. No. 1. P. 101068. DOI: 10.1016/j.lisr.2020.101068

49. Vermeulen L., Schmidt H.G. Learning environment, learning process, academic outcomes and career success of university graduates. Studies in Higher Education. 2008. Vol. 33. No. 4. P. С. 431–451. DOI: 10.1080/03075070802211810

50. Williamson B. Silicon startup schools: Technocracy, algorithmic imaginaries and venture philanthropy in corporate education reform. Critical Studies in Education. 2018. Vol. 59. No. 2. P. 218–236. DOI: 10.1080/17508487.2016.1186710

51. Wohlstetter P., Malloy C., Smith J., Hentschke G. Incentives for charter schools: Building school capacity through cross-sectoral alliances. Educational Administration Quarterly. 2004. Vol. 40. No. 3. P. 321–365. DOI: 10.1177/0013161X03261749

52. Wohlstetter P., Smith J., Farrell C. The choices and challenges of charter schools, revisited. Journal of School Choice. 2015. Vol. 9. No. 1. P. 115–138. DOI: 10.1080/15582159.2015.1000775

53. Yemini M., Cegla A., Sagie N. A comparative case-study of school-LEA-NGO interactions across different socio-economic strata in Israel. Journal of Education Policy. 2018. Vol. 33. No. 2. P. 243–261. DOI: 10.1080/02680939.2017.1328078

54. Yemini M., Sagie N. School–Nongovernmental organization engagement as an entrepreneurial venture: A case study of sunlight’s engagement with Israeli schools. Educational Administration Quarterly. 2015. Vol. 51. No. 4. P. 543–571. DOI: 10.1177/0013161X14540171
Статья

Поступила: 27.06.2023

Опубликована: 28.03.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Козлова, М.А., Симонова, О.А. и Мадфес, О.Н. 2024. Социальные партнерства современной российской школы как инструменты формирования насыщенной образовательной среды и преодоления неравенства. Социологический журнал. 30, 1 (мар. 2024), 143-170. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.1.7.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ