Эффекты участия в международной мобильности для российских ученых

Научная статья
Выражение признательности
Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Для цитирования
Нефедова А. И., Дьяченко Е. Л. Эффекты участия в международной мобильности для российских ученых // Социологический журнал. 2024. Том 30. № 1. С. 113-142. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.1.6 EDN: HEKVEP

Аннотация

С момента распада Советского Союза и открытия границ было принято много мер по интернационализации российской науки. В частности, усилилось внимание к публикациям в журналах, индексируемых в международных базах научного цитирования, вузы и научные организации стали приглашать иностранных профессоров, а также отправлять своих сотрудников и студентов на зарубежные стажировки. После начала специальной военной операции на Украине (СВО) в 2022 г. российская наука столкнулась с множеством внешних ограничений, которые были связаны с сокращением международного сотрудничества. Вместе с тем у российских ученых накопился 30-летний опыт активного участия в международной кооперации и академической мобильности, однако до сих пор наблюдается существенная нехватка понимания того, какое влияние оказал этот опыт на дальнейшую научную деятельность российских ученых. Авторы статьи представляют результаты исследования, посвященного изучению этого вопроса. Теоретической рамкой анализа выступала концепция «трех карьер ученого» (организационной, когнитивной и карьеры в сообществе), предложенная немецкими социологами науки Йоханом Глейзером и Грит Лаудель. В качестве эмпирических данных были использованы материалы глубинных интервью с молодыми учеными в возрасте до 39 лет, собранные в 2020–2021 гг. в рамках проекта «Международная мобильность российских молодых исследователей: масштабы и эффекты для научной карьеры», а также результаты социологического опроса 7255 высокопродуктивных ученых, проведенного в рамках «Мониторинга экономики образования» в 2022 г. Все опрошенные находились за рубежом более трех месяцев. Выявлено, что международная мобильность оказывает комплексное влияние, заметное во всех трех компонентах научной карьеры. Приобретенные знания и умения, вовлечение в международные проекты обеспечивают развитие «когнитивной карьеры» исследователя, а новые профессиональные связи способствуют продвижению в международном научном сообществе. Что касается «организационного измерения» карьеры, влияние мобильности прямо не сказывается на карьерном росте внутри организации. Однако мобильность нередко способствует личностным изменениям, в частности, влияющим на решимость менять работу, искать наилучшие условия. Подобные оценки представляются впервые и могут быть полезны при разработке рекомендаций по пересмотру поддержки программ мобильности с учетом изменившейся геополитической ситуации.
Ключевые слова:
российские ученые, молодые ученые, эффекты мобильности, академическая мобильность, международная мобильность, научная карьера

Биографии авторов

Алена Игоревна Нефедова, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Лаборатория экономики инноваций Института статистических исследований и экономики знаний
Екатерина Львовна Дьяченко, Европейский университет в Санкт-Петербурге; РАНХиГС, Санкт-Петербург, Россия
научный сотрудник, Центр институционального анализа науки и образования, Европейский университет в Санкт-Петербурге; младший научный сотрудник, Центр перспективных социальных исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

Литература

1. Бекова С.К., Джафарова З.И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 87–108. DOI: 10.17323/1814-95452019-1-87-108 EDN: ZAVVZZ

2. Волкова Г.Л. Является ли опыт международной мобильности карьерным преимуществом? Пример российских ученых // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. C. 71–82. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-3020-71-82 EDN: KTDAZX

3. Гершман М.А., Гохберг Л.М., Демьянова А.В., Нефедова А.И., Пермякова В.А., Стрельцова Е.А., Шматко Н.А. Международная мобильность ученых: угроза или благо? / Науч. ред.: Л.М. Гохберг, Е.А. Стрельцова. М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2022. — 48 с.

4. Гохберг Л.М., Китова Г.А., Кузнецова Т.Е., Шувалова О.Р. Российские ученые: штрихи к социологическому портрету. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010. — 140 с. EDN: PCNDFL

5. Гусев А.Б., Юревич М.А. Научная политика России–2021. М.: Буки Веди, 2021. — 96 с.

6. Дежина И.Г. Политика России по развитию сотрудничества с зарубежными учеными-соотечественниками // Экономика и прогнозирование. 2012. Т. 10. С. 9–24. EDN: SMMJHL

7. Дежина И.Г. Международное научное сотрудничество российских вузов в новых условиях: ограничения и возможности // ЭКО. 2022. Т. 52. № 11. С. 125–143. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2022-11-125-143 EDN: QIWYIQ

8. Дежина И.Г., Нефедова А.И. Оценки влияния санкций на работу высокопродуктивных российских ученых // Социологические исследования. 2023. № 12. С. 19–31. DOI: 10.31857/S013216250029334-0 EDN: RWKPHM

9. Другова Е.А., Нужина Н.И., Коряковцева П.В. Международный академический рекрутинг в ведущих российских университетах: текущее состояние и перспективы развития // Университетское управление: практика и анализ. 2016. Т. 1. № 101. С. 32–43. EDN: VQWPEL

10. Дьяченко Е.Л., Нефедова А.И., Стрельцова Е.А. Наем иностранных ученых в российские научные организации и вузы: возможности и барьеры // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5. С. 132–143. EDN: ZXYKOD

11. Еркина Д.С., Малахов В.А., Юревич М.А. Программа мегагрантов: импульс международной мобильности или канал «утечки умов»? // Социология науки и технологий. 2022. Т. 13. № 1. С. 81–96. DOI: 10.24412/2079-09102022-1-81-96 EDN: OVHVTT

12. Зайончковская Ж.А. Трудовая эмиграция российских ученых // Проблемы прогнозирования. 2004. № 4. C. 98–108. EDN: HRTRXL

13. Крячко В.И. Оценка академической мобильности исследователей: возможности и ограничения существующих подходов // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 4. С. 130–145. DOI: 10.15826/umpa.2020.04.040 EDN: TAPLFQ

14. Малахов В.А., Васильева И.Н., Белов Ф.Д. Структура международной миграции ученых на примере России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 5. С. 232–246. DOI: 10.15838/esc.2020.5.71.14 EDN: QCKKGW

15. Некипелова Е.Ф., Гохберг Л.М., Миндели Л.Э. Эмиграция ученых: проблемы, реальные оценки // Миграция специалистов из России: причины, последствия, оценки / Под ред. Ж.А. Зайончковской, Д. Азраэла. М.: ЦИСН,1994. С. 3–18.

16. Нефедова А.И., Волкова Г.Л., Дьяченко Е.Л., Коцемир М.Н., Спирина М.О. Международная мобильность и публикационная активность молодых ученых: что говорят статистика, библиометрия и сами сотрудники // Журнал Новой экономической ассоциации. 2021. T. 52. № 4. С. 98–121. DOI: 10.31737/2221-2264-2021-52-4-4 EDN: KKLHJN

17. Нефедова А.И., Спирина М.О., Дьяченко Е.Л. Как онлайн-инструменты могут облегчить коллективный анализ глубинных интервью // Практики анализа качественных данных в социальных науках. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2023. С. 244–272.

18. Нефедова А.И., Чефанова Е.И., Слепых В.И., Иващенко А.Д. Эффекты участия во внутрироссийской мобильности для молодых ученых и преподавателей // Вопросы образования. 2024. № 1 (в печати).

19. Сивак Е.В., Юдкевич М.М. «Закрытая» академическая среда и локальные академические конвенции // Форсайт. 2008. Т. 2. № 4. С. 32–41. EDN: NQTIBH

20. Сивак Е.В., Юдкевич М.М. Академический инбридинг: за и против // Вопросы образования. 2009. Т. 1. С. 170–187. EDN: KGBSGX

21. Соколов М.М., Губа К.С., Зименкова Т.В., Сафонова М.А., Чуйкина С.А. Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах / Науч. ред. К.В. Иванов. М.: НЛО, 2015. — 832 c.

22. Чепуренко А.Ю., Шереги Ф.Э., Шувалова О.Р., Обыденнова Т.Б. Российская наука в новых условиях: роль зарубежных фондов // Мир России. Социология, этнология. 2005. Т. 14. № 4. С. 138–161. EDN: MUYIOZ

23. Шматко Н.А., Волкова Г.Л. Мобильность и карьерные перспективы исследователей на рынке труда // Высшее образование в России. 2017. Т. 12. № 1. С. 35–46. EDN: XQXEBH

24. Шувалова О.Р., Чепуренко А.Ю., Соколов А.В., Гохберг Л.М. Воспроизводство научной элиты в России: роль зарубежных научных фондов (на примере Фонда им. А. Гумбольдта) / Под общ. ред. А.Ю. Чепуренко, Л.М. Гохберга. М.: Российский независимый институт социальных и национальных проблем, 2005. — 186 с.

25. Ackers L. Internationalisation, Mobility and Metrics: A New Form of Indirect Discrimination? Minerva. 2008. Vol. 46. No. 4. P. 411–435. DOI: 10.1007/s11024-008-9110-2

26. Asheulova N., Dushina S. Research career development in Russia: the role of international mobility. St. Petersburg: (Re)searching Scientific Careers, 2014. Accessed 01.11.2023. URL: http://ihst.nw.ru/Files/User/Asheulova/Researchng_Scientific_Careers_2014.pdf.

27. Bauder H. The international mobility of academics: A labour market perspective. International Migration. 2015. Vol. 53. No. 1. P. 83–96. DOI: 10.1111/j.1468-2435.2012.00783.x

28. Bozeman B., Corley E. Scientists’ Collaboration Strategies: Implications for Scientific and Technical Human Capital. Research Policy. 2004. Vol. 33. No. 4. P. 599–616. DOI: 10.1016/j.respol.2004.01.008

29. Breschi S., Lissoni F. Mobility of skilled workers and co-invention networks: an anatomy of localized knowledge flows. Journal of Economic Geography. 2009. Vol. 9. No. 4. P. 439–468. DOI: 10.1093/jeg/lbp008

30. Ciumasu I. Turning brain drain into brain networking. Science and public policy. 2010. Vol. 37. No. 2. P. 135–146. DOI: 10.3152/030234210X489572

31. Courtois A., Sautier M. Academic Brexodus? Brexit and the dynamics of mobility and immobility among the precarious research workforce. British Journal of Sociology of Education. 2022. Vol. 43. No. 4. P. 639–657. DOI: 10.1080/01425692.2022.2042195

32. Coey C. International researcher mobility and knowledge transfer in the social sciences and humanities. Globalisation, Societies and Education. 2018. Vol. 16. No. 2. P. 208–223. DOI: 10.1080/14767724.2017.1401918

33. Davies S. Epistemic Living Spaces, International Mobility, and Local Variation in Scientific Practice. Minerva. 2020. Vol. 58. No. 1. P. 97–114. DOI: 10.1007/s11024-019-09387-0

34. Deville P., et al. Career on the move: Geography, stratification and scientific impact. Scientific reports. 2014. Vol. 4. Article 4770. DOI: 10.1038/srep04770

35. Fontes M., Videira P., Calapez T. The impact of long-term scientific mobility on the creation of persistent knowledge networks. Mobilities. 2013. Vol. 8. No. 3. 440–465. DOI: 10.1080/17450101.2012.655976

36. Franzoni C., Scellato G., Stephan P. International mobility of research scientists: Lessons from GlobSci. Global mobility of research scientists. Academic Press. 2015. P. 35–65. DOI: 10.1016/B978-0-12-801396-0.00002-8

37. Gao Y., Liu J. Capitalising on academics’ transnational experiences in the domestic research environment. Journal of Higher Education Policy and Management. 2021. Vol. 43. No. 4. P. 400–414. DOI: 10.1080/1360080X.2020.1833276

38. Gokhberg L., Kuznetsova T., Kotsemir M. From the Societ Union to the Russian Federation: publication activity dynamics along the evolution of national science policies. Scientometrics. 2023. Vol. 128. No. 11. P. 6195–6246. DOI: 10.1007/s11192-023-04838-8

39. Gläser J., Laudel G. The Three Careers of an Academic. Discussion Paper 35/2015. Berlin: TU Berlin, Center for Technology and Society. Accessed 30.03.2023. URL: https://www.tu-berlin.de/fileadmin/f27/PDFs/Discussion_Papers/35_2015discussion_paper_Nr_35_Glaeser_Laudel.pdf

40. Gureyev V., et al. Review and analysis of publications on scientific mobility: Assessment of influence, motivation, and trends. Scientometrics. 2020. Vol. 124. No. 2. P. 1599–1630. DOI: 10.1007/s11192-020-03515-4

41. Halevi G., Moed H. F., Bar-Ilan J. Researchers’ mobility, productivity and impact: Case of top producing authors in seven disciplines. Publishing Research Quarterly. 2016. Vol. 32. P. 22–37. DOI: 10.1007/s12109-015-9437-0

42. Horta H. Academic inbreeding: Academic oligarchy, effects, and barriers to change. Minerva. 2022. Vol. 60. No. 4. P. 593–613. DOI: 10.1007/s11024-022-09469-6

43. Iverson E., Wooley R. International mobility and career progression of European academics [preprint]. Conference: 27th International Conference on Science, Technology and Innovation Indicators (STI 2023). Leiden: CWTS, 2023. 33 p. DOI: 10.55835/64426b96e3a90677102e2622

44. Kuzhabekova A., Sparks J., Temerbayeva A. Returning from study abroad and transitioning as a scholar: Stories of foreign PhD holders from Kazakhstan. Research in Comparative and International Education. 2019. Vol. 14. No. 3. P. 412–430. DOI: 10.1177/1745499919868644

45. Jonkers K., Cruz-Castro L. Research upon return: The effect of international mobility on scientific ties, production and impact. Research Policy. 2013. Vol. 42. No. 8. P. 1366–1377. DOI: 10.1016/j.respol.2013.05.005

46. Jons H. Transnational mobility and the spaces of knowledge production: a comparison of global patterns, motivations and collaborations in different academic fields. Social Geography. 2007. Vol. 2. No. 2. P. 97–114. DOI: 10.5194/sg-2-97-2007

47. Kosmulski M. Careers of Young Polish Chemists. Scientometrics. 2015. Vol. 102. No. 2. P. 1455–1465. DOI: 10.1007/s11192-014-1461-x

48. Kotsemir M.N., Dyachenko E., Nefedova A. Mobile young researchers and their non-mobile ‘twins’: who is winning the academic race? Scientometrics. 2022. Vol. 127. No. 12. P. 7307–7332. DOI: 10.1007/s11192-022-04488-2

49. Kuzhabekova A., Sparks J., Temerbayeva A. Returning from study abroad and transitioning as a scholar: Stories of foreign PhD holders from Kazakhstan. Research in Comparative and International Education. 2019. Vol. 14. No. 3. P. 412–430. DOI: 10.1177/1745499919868644

50. Kim T. Transnational academic mobility, knowledge, and identity capital. Discourse: Studies in the cultural politics of education. 2010. Vol. 31. No. 5. P. 577–591. DOI: 10.1080/01596306.2010.516939

51. Laudel G., Gläser J. From apprentice to colleague: The metamorphosis of early career researchers. Higher education. 2008. Vol. 55. P. 387–406. DOI: 10.1007/s10734-007-9063-7

52. Macfarlane B., Jefferson A. The closed academy? Guild power and academic social class. Higher Education Quarterly. 2022. Vol. 76. No. 1. P. 6–47. DOI: 10.1111/hequ.12305

53. Meyer J.B. Network Approach versus Brain Drain: Lessons from the Diaspora. International Migration. 2001. Vol. 39. No. 5. P. 91–110. DOI: 10.1111/14682435.00173

54. Morley L., et al. Internationalisation and migrant academics: the hidden narratives of mobility. Higher Education. 2018. Vol. 76. No. 4. P. 537–554. DOI: 10.1007/s10734-017-0224-z

55. Nefedova A. Why international students choose to study at Russia’s leading universities. Journal of Studies in International Education. 2021. Vol. 25. No. 5. P. 582–597. DOI: 10.1177/1028315320963514

56. Netz N., Hampel S., Aman V. What effects does international mobility have on scientists’ careers? A systematic review. Research Evaluation. 2020. Vol. 29. No. 3. P. 327–351. DOI: 10.1093/reseval/rvaa007

57. Sang K.,CalvardT. “I’m a migrant, but I’m the right sort of migrant”: Hegemonic masculinity, whiteness, intersectional privilege and (dis)advantage in migratory academic careers. Gender, Work & Organization. 2019. Vol. 26. No. 10. P. 1506–1525. DOI: 10.1111/gwao.12382

58. Scellato G., Franzoni C., Stephan P. Mobile Scientists and International Networks. National Bureau of Economic Research Working Paper. 2012. No. 18613. P. 1–33. DOI: 10.3386/w18613

59. Subbotin A., Aref S. Brain Drain and Brain Gain in Russia: Analyzing International Migration of Researchers by Discipline using Scopus Bibliometric Data 1996–2020. Scientometrics. 2021. No. 126. P. 7875–7900. DOI: 10.1007/s11192-021-04091-x
Статья

Поступила: 07.12.2023

Опубликована: 28.03.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Нефедова, А.И. и Дьяченко, Е.Л. 2024. Эффекты участия в международной мобильности для российских ученых. Социологический журнал. 30, 1 (мар. 2024), 113-142. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.1.6.
Раздел
МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ