Человеческий капитал в изменчивом кризисном обществе: стратегия социологического анализа

Научная статья
  • Дмитрий Сергеевич Попов Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия dmtrppv@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5706-5452
    Elibrary Author_id 143646
    ResearchID M-5175-2016
  • Дарья Андреевна Шестакова Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия shestakova.darya@mail.ru
    Elibrary Author_id 1133755
Для цитирования
Попов Д. С., Шестакова Д. А. Человеческий капитал в изменчивом кризисном обществе: стратегия социологического анализа // Социологический журнал. 2024. Том 30. № 1. С. 43-63. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.1.3 EDN: FLJPGF

Аннотация

Идея человеческого капитала со времен Адама Смита многократно доказала свою важность и необходимость для понимания современной экономики и социальных отношений. Вместе с тем в последние десятилетия теория человеческого капитала, в современном виде сформулированная в США в 1960–1980-х гг., подвергается серьезной критике в научной литературе, в первую очередь за подход к измерению. Данная статья имеет аналитический и обзорно-проблематизирующий характер. В ней проводится критическая ревизия основных подходов к оценке человеческого капитала в современной науке. Обсуждается вопрос специфичности и историчности человеческого капитала, его включенности в социальные структуры. Показано, что новые стратегии измерения человеческого капитала включают не только количественный показатель (число лет, потраченных на получение образования), но и показатель качества знаний и навыков. Такой подход позволяет наблюдать прирост или утрату, деградацию человеческого капитала за пределами конвенционального образовательного трека. Это позволяет говорить о встроенности (embeddedness) человеческого капитала в процессы локализованного социально-исторического развития. Показаны возможности социологизации понятия «человеческий капитал» и преимущества, которые дает такая социологизация. Обсуждается потенциал социологии жизненного пути (life-course sociology) для анализа и понимания человеческого капитала. Предлагается взглянуть на человеческий капитал сквозь призму поколенческого подхода. В обсуждении намечены исследовательские ракурсы для изучения человеческого капитала в предложенной логике.
Ключевые слова:
человеческий капитал, человеческое развитие, образование, кризисное общество, утрата навыков, эффекты когорты

Биографии авторов

Дмитрий Сергеевич Попов, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник
Дарья Андреевна Шестакова, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
аспирант

Литература

1. Бондаренко Н.В., Варламова Т.А., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы образования: 2023: Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2023. — 432 с.

2. Булина А.О., Мозговая К.А., Пахнин М.А. Человеческий капитал в теории экономического роста: классические модели и новые подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2020. Т. 36. Вып. 2. С. 163–188. DOI: 10.21638/spbu05.2020.201 EDN: ZRXGJD

3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Тюрина И.О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. — 383 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-413-0.2023 EDN: DMQCRN

4. Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В. Образование в цифрах — 2021: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 134 с.

5. Парсонс Т. О структуре социального действия / Под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. М.: Академический проект, 2018. — 435 с.

6. Семенова В.В., Черныш М.Ф., Сушко П.Е. Социальная мобильность в усложняющемся обществе: объективные и субъективные аспекты. М.: ФНИСЦ РАН, 2019. — 512 с.

7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Пер. с англ. П.Н. Клюкин. М.: Эксмо, 2016. — 1056 с.

8. Вакуленко Е.С. Эффекты периода, возраста и когорты в динамике рождаемости россиян 1990–2021 гг. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2023. № 2. С. 258–281. DOI: 10.14515/monitoring.2023.2.2357 EDN: WADHIW

9. Гимпельсон В.Е. Возраст и заработная плата: стилизованные факты и российские особенности // Экономический журнал ВШЭ. 2019. Т. 23. № 2. С. 185–237. DOI: 10.17323/1813-8691-2019-23-2-185-237 EDN: ZXMXET

10. Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России? Часть I // Вопросы экономики. 2013. № 1. С. 27–47. DOI: 10.32609/00428736-2013-1-27-47 EDN: PNOQXD

11. Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России? Часть II // Вопросы экономики. 2013 № 2. С. 24–46. DOI: 10.32609/00428736-2013-2-24-46 EDN: PVDKPP

12. Капелюшников Р.И. Отдача от образования в России: ниже некуда? // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 37–68. DOI: 10.32609/0042-8736-20218-37-68 EDN: PHQPVC

13. Кузьмина Ю.В., Попов Д.С. Функциональная грамотность взрослых и их включенность в общество в России // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 48–57. EDN: UCFNXL

14. Лукьянова А.Л. Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал ВШЭ. 2010. № 3. С. 326–348. EDN: MVQXED

15. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Измеряют ли стартовые заработные платы выпускников качество образования? Обзор российских и зарубежных исследований // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 137–181. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-1-137-181 EDN: TOEWHX

16. Тихонова Н.Е., Каравай А.В. Динамика некоторых показателей общего человеческого капитала россиян в 2010–2015 гг. // Социологические исследования. 2018. № 5. С. 84–98. DOI: 10.7868/S0132162518050082 EDN: URNLWQ

17. Хекман Дж. Политика стимулирования человеческого капитала // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 73–137. EDN: OEUTQL

18. Angrist N., Djankov S., Goldberg P.K., et al. Measuring human capital using global learning data. Nature. 2021. No. 592. P. 403–408. DOI: 10.1038/s41586021-03323-7

19. Angrist N., Djankov S., Goldberg P.K., Patrinos H.A. Measuring Human Capital. Policy Research Working Paper. No. 8742. Washington, DC: World Bank, 2019. Accessed 20.02.2024. URL: http://hdl.handle.net/10986/31280

20. Baker G., Gibbs M., Holmstrom B. The Internal Economics of the Firm: Evidence from Personnel Data. The Quarterly Journal of Economics. 1994. No. 109 (4). P. 881–919. DOI: 10.2307/2118351

21. Baltes P. B. Longitudinal and cross-sectional sequences in the study of age and generation effects. Human Development. 1968. No. 11. P. 145–171. DOI: 10.1159/000270604

22. Beaudry P., DiNardo J. The Effect of Implicit Contracts on the Movement of Wages Over the Business Cycle: Evidence from Micro Data. Journal of Political Economy. 1991. No. 99 (4). P. 665–688. DOI: 10.1086/261774

23. Becker G.S. Human Capital. A Theoretical and Empirical Analysis. N.Y.: Columbia University Press, 1964. — 187 p.

24. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. 3rd ed. Chicago: The University of Chicago Press, 1993. 412 p. DOI: 10.7208/chicago/9780226041223.001.0001

25. Björklund A., Salvanes K.G. Education and family background: mechanism and policies. Handbook of the Economics of Education. Ed. by E.A. Hanushek, S. Machin, L. Woessman. Amsterdam: North-Holland, 2011. 616 p. DOI: 10.1016/B978-0-444-53429-3.00003-X

26. Blossfeld G.J., Blossfeld H.-P. Studying social inequality over the life course in modern societies. The Routledge Handbook of Contemporary Inequalities and the Life Course. Ed. by M. Nico, G. Pollock. L.: Routledge, 2021. DOI: 10.4324/9780429470059

27. Carnoy M., Khavenson T., Ivanova A. Using TIMSS and PISA Results to Inform educational policy: a study of Russia and its neighbours. Journal of Comparative and International Education. 2015. No. 45 (2). P. 248–271. DOI: 10.1080/03057925.2013.855002

28. Coleman J.S. United States, National Center for Education Statistics. Equality of educational opportunity. Washington: U.S. Dept. of Health, Education, and Welfare, Office of Education. 1966. 749 p. Accessed 03.03.2024. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED012275.pdf

29. De Grip A.D., Van Loo J. The economics of Skills Obsolescence: a Review. The Economics of Skills Obsolescence: Theoretical Innovations and Empirical Applications. Ed. by A.D. Grip, J.V. Loo, K. Mayhew. Bingley: Emerald Group Publishing Limited, 2002. P. 1–26. DOI: 10.1016/S0147-9121(02)21003-1

30. Diewald M., Mayer K.U. The sociology of the life course and life span psychology: Integrated paradigm or complementing pathways. Advances in Life Course Research. 2009. No. 14. P. 5–14. DOI: 10.1016/j.alcr.2009.03.001

31. Dinerstein M., Megalokonomou R., Yannelis C. Human Capital Depreciation and Returns to Experience. American Economic Review. 2022. No. 12 (11). P. 3725–3762. DOI: 10.1257/aer.20201571

32. Égert B., De La Maisonneuve C., Turner D. A new macroeconomic measure of human capital exploiting PISA and PIAAC: Linking education policies to productivity. OECD Economics Department Working Papers. 2022. No. 1709. DOI: 10.1787/a1046e2e-en

33. Gibbons R., Waldman М. Task-Specific Human Capital. American Economic Review. 2004. No. 94 (2). P. 203–207. DOI: 10.1257/0002828041301579

34. Goldin C. Human Capital. Handbook of Cliometrics. Ed. by C. Diebolt, M. Haupert. 2nd ed. Cham: Springer International Publishing, 2019. P. 147–177. DOI: 10.1007/978-3-030-00181-0

35. Hanushek E.A., Piopiunik M., Wiederhold S. The Value of Smarter Teachers: International Evidence on Teacher Cognitive Skills and Student Performance. Journal of Human Resources. 2018. No. 54 (4). P. 857–899. DOI: 10.3368/jhr.54.4.0317.8619R1

36. Hanushek E.A., Schwerdt G., Wiederhold S., Woessmann L. Returns to skills around the world: Evidence from PIAAC. European Economic Review. 2015. Vol. 73. P. 103–130. DOI: 10.1016/j.euroecorev.2014.10.006

37. Hanushek E.A., Woessmann L. The Knowledge Capital of Nations: Education and the Economics of Growth. Cambridge, MA: MIT Press, 2015. 280 p. DOI: 10.7551/mitpress/9780262029179.001.0001

38. How’s Life? 2020: Measuring Well-being. Paris: OECD Publishing, 2020. 247 p. OECDiLibrary. Accessed 20.02.2024. DOI: 10.1787/9870c393-en

39. Johnston B.J. Pitirim A. Sorokin: An Intellectual Biography. Lawrence KS: University Press of Kansas, 1995. 392 p.

40. Jorgenson D.W., Fraumeni B.M. The Accumulation of Human and Nonhuman Capital, 1948–1984. The Measurement of Savings, Investment and Wealth. Ed. by R.E. Lipsey, H.S. Tice. Chicago: The University of Chicago Press, 1989. P. 227–286.

41. Jorgenson D.W., Fraumeni B.M. The Output of the Education Sector. Output Measurement in the Services Sector. Ed. by Z. Griliches. Chicago: The University of Chicago Press, 1992. P. 303–341.

42. Kiker B.F. The Historical Roots of the Concept of Human Capital. Journal of Political Economy. 1966. No. 74 (5). P. 481–499. DOI: 10.1086/259201

43. Le Chapelain C. Cliometrics and the Concept of Human Capital. Handbook of Cliometrics. Ed. by C. Diebolt, M. Haupert. Cham: Springer, 2019. DOI: 10.1007/978-3-030-00181-0_45

44. Liu G. Measuring the Stock of Human Capital for Comparative Analysis: An Application of the Lifetime Income Approach to Selected Countries. OECD Statistics Working Papers 2011/06. Paris: OECD, 2011. DOI: 10.1787/5kg3h0jnn9r5-en

45. Liu G., Fraumeni B.M. A Brief Introduction to Human Capital Measures. Working Paper 27561. Cambridge National Bureau of Economic Research, 2020. 17 p. Accessed 25.02.2024. URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w27561/w27561.pdf

46. Mannheim K. The Problem of Generations. In: Essays on the Sociology of Knowledge. Ed. by P. Kecskemeti. L.: Routledge and Kegan Paul, 1952. P. 276–320.

47. Mazzona F. The long-lasting effects of family background: a European cross-country сomparison. Economics of Education Review. 2014. No. 40. P. 25–42. DOI: 10.1016/j.econedurev.2013.11.010

48. Meroni E.C., Vera-Toscano E., Costa P. Can low skill teachers make good students? Empirical evidence from PIAAC and PISA. Journal of Policy Modeling. 2015. No. 37. P. 308–323. DOI: 10.1016/j.jpolmod.2015.02.006

49. Mincer J. Investment in Human Capital and Personal Income Distribution. Journal of Political Economy. 1958. No. 66 (4). P. 281–302. DOI: 10.1086/258055

50. Mincer J. The distribution of labor incomes: a survey with special reference to the human capital approach. Journal of Economic Literature. 1970. No. 8 (1). P. 1–26.

51. Popov D., Strelnikova A. The Problem of the Discrepancy Between Work, Education, and Literacy in Russia. Russian Education & Society. 2018. No. 60 (6). P. 520–535, DOI: 10.1080/10609393.2018.1527130

52. Reiter C., Özdemir C., Yildiz D., Goujon A., Guimaraes R., Lutz W. The Demography of Skills-Adjusted Human Capital. IIASA Working Paper. 2020. No. 20-006. URL: https://pure.iiasa.ac.at/16477

53. Sabirianova K.Z. The Great Human Capital Reallocation: A Study of Occupational Mobility in Transitional Russia. Journal of Comparative Economics. 2002. No. 30 (1). P. 191–217. DOI: 10.1006/jcec.2001.1760

54. Schaie K.W. A general model for the study of developmental problems. Psychological Bulletin. 1965. No. 64. P. 92–107. DOI: 10.1037/h0022371

55. Schultz T.W. Investment in Human Capital. The American Economic Review. 1961. No. 51 (1). P. 1–17.

56. Schultz T.W. Capital formation by education. Journal of Political Economy. 1960. No. 68 (6). P. 571–583. DOI: 10.1086/258393

57. Skills Outlook 2013: First Results from the Survey of Adult Skills. OECD Publishing, Paris. OECDiLibrary. Accessed 20.02.2024. DOI: 10.1787/9789264204256-en

58. Sen A. Well-Being, Agency and Freedom: The Dewey Lectures 1984. The Journal of Philosophy. 1985. No. 82 (4). P. 169–221. DOI: 10.2307/2026184

59. Spengler J.J. Adam Smith on Human Capital. The American Economic Review. 1977. No. 67 (1). P. 32–36.

60. Human Development Report 1990: Concept and Measurement of Human Development. UNDP (United Nations Development Programme). N.Y., Oxford: Oxford University Press, 1990. 189 p. Accessed 25.02.2024. URL: https://hdr.undp.org/system/files/documents/hdr1990encompletenostatspdf.pdf
Статья

Поступила: 07.11.2023

Опубликована: 27.03.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Попов, Д.С. и Шестакова, Д.А. 2024. Человеческий капитал в изменчивом кризисном обществе: стратегия социологического анализа. Социологический журнал. 30, 1 (мар. 2024), 43-63. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.1.3.
Раздел
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ