Целостность, структурность и функциональность повседневных практик научного наставничества как предмет микросоциологического анализа
Научная статья
-
Полина Анатольевна Амбарова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россия
borges75@mail.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3613-4003
Elibrary Author_id 259120ResearchID R-6839-2016Выражение признательностиИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01291, https://rscf.ru/project/23-28-01291/Для цитированияАмбарова П. А. Целостность, структурность и функциональность повседневных практик научного наставничества как предмет микросоциологического анализа // Социологический журнал. 2023. Том 29. № 4. С. 77-99. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.4.4 EDN: IDGJHA
Аннотация
Научное наставничество в университетах может быть рассмотрено не только как научно-образовательный институт, но и как сфера и способ взаимодействия face-to-face, в процессе которого рождаются смыслы и мотивация научно-исследовательской деятельности наставника и наставляемого. Такой подход к исследованию научного наставничества обосновывается социологическими концепциями повседневности, но их ключевые положения требуют адаптации к проблематике научного наставничества. В микросоциологической перспективе раскрывается представление о науке как повседневном жизненном мире вузовских исследователей. Взаимодействие научного наставника и наставляемого (студента, аспиранта) трактуется как элемент их жизненного мира и рассматривается через проявленность этого взаимодействия в повседневной академической деятельности. Цель статьи заключается в рассмотрении целостности, структуры (рутинных действий, предметного мира, языка, пространства и времени, ритуалов, знаков и символов, неформальных традиций) и функциональности повседневных практик научного наставничества сквозь призму социологических концепций повседневности. Обосновывается тезис, что повседневные практики взаимодействия научного наставника и молодого исследователя являются способом конструирования и межгенерационной трансляции смысла научной работы и выбора академической профессии.Ключевые слова:научное наставничество, научные наставники, наставляемые, повседневный жизненный мир, повседневные наставнические практики, академическое сообщество, университетыБиография автора
Полина Анатольевна Амбарова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россиядоктор социологических наук, профессорЛитература
1. Балацкий Е.В. «Ловушка аудиторных часов» и новая модель образования // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 63–69. EDN: XWWKWF
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995. — 323 с.
3. Биричева Е.В., Фаттахова З.А. Эффективность взаимодействия научного руководителя и аспиранта в вузе и в академии наук // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-202130-1-9-22
4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв.: в 3 т. Т. 1 / Пер. с фр. Л.Е. Куббеля; Вступ. ст. и ред. Ю.Н. Афанасьева. М.: Прогресс, 1986. — 624 с. EDN: FUQOYR
5. Бурдьё П. Homo academicus / Пер. с фр. С.М. Гавриленко [и др.]; Под науч. ред. Е.В. Кочетыговой и Н.В. Савельевой. М.: Изд-во Института Гайдара, 2017. — 464 с.
6. Вахштайн В. «Практика» vs «фрейм»: альтернативные проекты исследования повседневного мира // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 1. С. 65–95. EDN: JWUSFF
7. Волков В.Н. Человек и его жизненные миры // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2012. № 1. С. 7–27. EDN: OPATQZ
8. Гарфинкель Г. Исследование привычных оснований повседневных действий // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 1. С. 42–70. EDN: TWMRKJ
9. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Пер. с англ. И. Тюриной. М.: Академический проект, 2003. — 525 с.
10. Гилинский Я.И. Самуилу Ароновичу Кугелю о С.А. Кугеле и науке // Социология науки и технологий. 2014. Т. 5. № 4. С. 13–21. EDN: TFTUKB
11. Губа К.С. “Merton college”: от концептуализации к эмпирической программе социологии науки // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. № 2. С. 130–145. EDN: UDUWFT
12. Де Серто М. По городу пешком // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 2. С. 24–38. EDN: JWUSGJ
13. Демина Н.В. Институционализация в сообществе ученых: защита кандидатской диссертации как обряд перехода // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 1. С. 97–112. EDN: OWBZOX
14. Дивисенко К.С. Социальные исследования жизненного мира // Социологический журнал. 2014. № 1. С. 6–20. EDN: SAISHX
15. Ефимова Г.З. Барьеры на пути построения академической карьеры преподавателями высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 4. С. 55–74. DOI: 10.15826/umpa.2021.04.036
16. Зборовский Г.Е. Плюрализм методологических подходов как проблема научного исследования // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 3. С. 6–15. EDN: UNVRMB
17. Здравомыслов А.Г. Поле социологии в современном мире. М.: Логос, 2010. — 410 с. EDN: RAZQYH
18. Иванова Н.А. Наука как социальная практика и ее габитуальное основание: Автореф. … д-ра филос. наук. Томск, 2015. — 48 с.
19. Иванова Н.А. Повседневность науки: миф или реальность // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 4: в 2 ч. Ч. I. C. 80–84. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2014_4-1_20.pdf EDN: RZSPSL
20. Ионин Л.Г. Парадоксальный сон. М.: Университетская книга, 2005. — 320 с. EDN: QODXKX
21. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Юрайт, 2018. — 333 с. EDN: FKBRRB
22. Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии. М.: НИУ ВШЭ, 2004. — 367 с. EDN: QWHXTR
23. Кирюшина M.А., Алексеева Я.И., Рудаков В.Н. Преподавательские практики сотрудников вузов и научных организаций: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2023. — 40 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2764-1
24. Кефнер Н.В. Научная повседневность послевоенного поколения советских историков: Автореф. … канд. ист. наук. Омск, 2006. — 28 с. EDN: NNSEBZ
25. Козлова Л.А. «Научная школа» в научной политике и социальном исследовании // Вестник Института социологии. 2014. № 10. C. 45–65. EDN: SPDLTD
26. Кугель С.А. Адаптация российских ученых к изменяющимся социально-экономическим условиям // Науковедение. 2002. № 1. С. 86–107. EDN: RXKEMN
27. Курбатова М.В., Донова И.В. Эффективный контракт в высшем образовании: результаты реализации проекта // Journal of Institutional Studies. 2019. № 11 (2). С. 122–14. DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.2.122-145 EDN: XRRWRF
28. Латур Б. Где недостающая масса? Социология одной двери // Социология вещей: Сборник статей / Под ред. В. Вахштайна. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006. С. 199–222. EDN: TMXXNT
29. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Повседневность // Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994 [электронный ресурс]. Дата обращения 05.11.2023. URL: https://ozhegov.info/slovar/?q=%D0%9F*&pg=94&ind=N
30. Петров М.К. Историко-философские исследования. М.: РОССПЭН, 1996. — 512 с.
31. Полякова И.В. Современные концепции повседневности: анализ сущности и структура повседневного бытия людей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. С. 83–91. DOI: 10.17223/1998863X/37/9 EDN: YLECPN
32. Постникова Т.В. Повседневность и смысл: опыт философско-антропологической археологии // Аспекты: Сборник статей по философским проблемам истории и современности. Вып. III. М.: Современные тетради, 2005. С. 124–134. URL: https://publications.hse.ru/en/chapters/56402237
33. Рождественская Е.Ю. Академическая женская карьера: балансы и дисбалансы жизни и труда // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 3. С. 27–47. DOI: 10.14515/monitoring.2019.3.03 EDN: GSUFPZ
34. Сероштан М.В., Артамонова К.А., Акимова Г.З., Бережная Е.В., Сероштан Е.В. Рос сийская аспирантура: проблемы и ключевые факторы развития в контексте глобальных трендов // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 46–66. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-46-66 EDN: SUCUUG
35. Терентьев Е.А., Бедный Б.И. Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры: взгляд региональных университетов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-9-28 EDN: PFBWYF
36. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 54–66. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.049 EDN: YVZMBF
37. Тощенко Ж.Т. Жизненный мир и его смыслы // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 5–17. EDN: VSLWTD
38. Файман Н.С. Неустойчивость условий занятости научно-педагогических кадров как фактор формирования академического прекариата // Народонаселение. 2019. Т. 22. № 4. С. 103–114. DOI: 10.19181/1561-77852019-00042 EDN: HROLLD
39. Шмерлина И.А. Концептуальные ракурсы понятия интерсубъективности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. Т. 25. № 2. С. 7–40. DOI: 10.31119/jssa.2022.25.3.1 EDN: UFGZMX
40. Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 3–13. EDN: KTUKLJ
41. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / А. Шюц; [Пер. с нем. и англ.: В.Г. Николаев и др.; Сост. Н.М. Смирнова; Общ. и науч. ред., послесл. Н.М. Смирновой]. М.: РОССПЭН, 2004. — 1054 с. EDN: QWHEJL
42. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 129–137.
43. Щёлкин А. Повседневность с «неповседневной» точки зрения // Телескоп. 2016. № 5. С. 41–50. EDN: WNFCBL
44. Ядов В.А. Два рассуждения о теоретических предпочтениях // Социологический журнал. 1995. № 2. С. 70–72. EDN: TZJORP
45. Halliday M.A.K. An Introduction to Functional Grammar. London: Arnold, 1985. — 387 p.
46. Löfström E., Pyhältö K. What are ethics in doctoral supervision, and how do they matter? Doctoral students’ perspective // Scandinavian Journal of Educational Research. 2019. Vol. 64. No. 3. P. 1–16. DOI: 10.1080/00313831.2019.1595711
47. Parker-Jenkins M. Mind the gap: developing the roles, expectations and boundaries in the doctoral supervisor–supervisee relationship // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43. No. 1. P. 57–71. DOI: 10.1080/03075079.2016.1153622
48. Sandberg J., Dall’Alba G. Returning to practice anew: A lifeworld perspective // Organizations Studies. 2009. Vol. 30. No. 12. P. 1349–1368. DOI: 10.1177/0170840609349872
49. Soeffner H.-G. Order of Rituals: The Interpretation of Everyday Life. New York: Routledge, 2018. — 352 p. DOI: 10.4324/9781351293761
50. Woelert P. Human cognition, space, and the sedimentation of meaning // Phenomenology and the Cognitive Sciences. 2011. Vol. 10. P. 113–137. DOI: 10.1007/s11097-010-9153-3 EDN: HNXDAL
51. Zerubavel E. Time Maps: Collective Memory and the Social Shape of the Past. Chicago, London: University of Chicago Press, 2012. — 194 p.СтатьяПоступила: 04.06.2023
Опубликована: 21.12.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
ACM[1]Амбарова, П.А. 2023. Целостность, структурность и функциональность повседневных практик научного наставничества как предмет микросоциологического анализа. Социологический журнал. 29, 4 (дек. 2023), 77-99. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.4.4.РазделСОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯВсе права на статью принадлежат авторам. Авторы передают права на использование статьи, в том числе на использование статьи в открытом доступе, издателю журнала на условиях неисключительной лицензии (Авторское соглашение (публичная оферта))
Принятием условий этого договора автором считается передача им материалов в редакцию через официальный сайт журнала ("Отправить рукопись") или через электронную почту редакции.