Исследование удовлетворенности преподавателей своей работой: концептуальная рамка для России
Научная статья
-
Ольга Борисовна Солодовникова
РАНХиГС, Москва, Россия
o.b.solodovnikova@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6032-6673
Elibrary Author_id 1170119
- Евгения Евгеньевна Малькова РАНХиГС, Москва, Россия malkova-ee@ranepa.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0007-5859-8796
Elibrary Author_id 1215338Выражение признательностиСтатья подготовлена в рамках Госзадания РАНХиГСДля цитированияСолодовникова О. Б., Малькова Е. Е. Исследование удовлетворенности преподавателей своей работой: концептуальная рамка для России // Социологический журнал. 2023. Том 29. № 4. С. 56-76. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.4.3 EDN: HOATORАннотация
Цифровая трансформация, пересмотр принципов Болонской системы, новые направления академических контактов — далеко не полный перечень вызовов, стоящих перед вузами России. Отвечать на них в первую очередь приходится преподавателям высшей школы, что чревато повышенным уровнем стресса и требует более внимательного контроля за динамикой общей удовлетворенности работой (УР) профессорско-преподавательского состава (ППС). Несмотря на наличие исследований, посвященных УР в вузе, их взаимная верификация затруднена, так как общая теоретико-методологическая рамка такого рода исследований отсутствует, а набор показателей УР, как правило, не адаптирован для российских реалий. Кроме того, большой проблемой опросов преподавателей высшей школы является административная дистанция между инициаторами или заказчиками исследования и самими преподавателями, превращенными в объект исследования со сниженной агентностью. Авторы данной статьи предлагают подход, основанный на опыте проведения мониторинга отношения ППС к актуальным вызовам, который бы сочетал количественные и качественные методы опроса и ориентировался на универсальные домены УР в вузе. На взгляд авторов, такой подход может способствовать переходу преподавателя-респондента с пассивной позиции объекта исследования на активную позицию его участника и стать залогом оптимизации условий труда ППС. Выбор релевантных доменов УР, всесторонне характеризующих условия труда преподавателя в высшей школе, должен быть обоснован в ходе серии апробирующих исследований, а главное — внутренней дискуссии отраслевой социологии.Ключевые слова:удовлетворенность работой, удовлетворенность условиями труда, преподаватели высшей школы, автоэтнография, количественные и качественные исследованияБиографии авторов
Ольга Борисовна Солодовникова, РАНХиГС, Москва, Россиякандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт социального анализа и прогнозированияЕвгения Евгеньевна Малькова, РАНХиГС, Москва, Россиямладший научный сотрудник, Институт социального анализа и прогнозированияЛитература
1. Бабак Л.Н., Хегай Е.В., Мухсян Т.В. Сообщество практиков: создание и распространение знаний // Креативная экономика. 2018. № 10. С. 1587–1598. DOI:10.18334/ce.12.10.39484 EDN: VMLBTU
2. Ефимова Г.З., Латышев А.С. Удовлетворенность трудом у работников высшего учебного заведения // Вопросы образования. 2023. № 1. С. 72–108. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-1-72-108 EDN: KYIXFQ
3. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества в российских вузах: от проблемы к концепции // Социологический журнал. 2023. Том 29. № 1. С. 78–96. DOI: 10.19181/socjour.2023.29.1.4 EDN: JKZUTK
4. Михалкина Е.В., Скачкова Л.С., Дюжиков С.А. Удовлетворенность трудом в академической сфере // Terra Economicus. 2020. № 18 (3). С. 160–181. DOI:10.18522/2073-6606-2020-18-3-160-181 EDN: ARMOMM
5. Рогозин Д.М. Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 31–51. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-31-51 EDN: NJLSZU
6. Рогозин Д.М., Солодовникова О.Б. Зум и безумие в высшей школе. М., 2023. [Рукопись]
7. Рогозин Д.М., Солодовникова О. Б., Ипатова А.А. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования // Вопросы образования. 2022. № 1. C. 271–300. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-1-271-300 EDN: KLQTLU
8. Рудаков В.Н. Удовлетворенность работой, карьерные стратегии и планы преподавателей российских вузов // Информационный бюллетень НИУ ВШЭ. 2021. № 9. — 36 c. DOI:10.17323/978-5-7598-2592-0 EDN: ZAOPHP
9. Ядов В.А., Здравомыслов А.Г. Человек и его работа: социологическое исследование. М.: Мысль, 1967. — 392 с.
10. Ablanedo-Rosas J.H., Blevins R.C., Gao H., et al. The impact of occupational stress on academic and administrative staff, and on students: An empirical case analysis // Journal of Higher Education Policy and Management. 2021. Vol. 33. No. 5. P. 553–564. DOI:10.1080/1360080X.2011.605255
11. Bakker A.B., Demerouti E. Job Demands–Resources Theory // Wellbeing. A Complete Reference Guide / Ed. by C. Cooper, P. Chen. Chichester, UK: Wiley-Blackwel. 2014. P. 37–64. DOI: 10.1002/9781118539415.wbwell019
12. Cristea M., Babajide O.A. Impostor Phenomenon: Its Prevalence Among Academics and the Need for a Diverse and Inclusive Working Environment in British Higher Education // The Palgrave Handbook of Imposter Syndrome in Higher Education / Ed. by M. Addison, M. Breeze, Y. Taylor. Cham: Palgrave Macmillan, 2022. P. 55–73. DOI: 10.1007/978-3-030-86570-2_4
13. Evetts J. A new Professionalism? Challenges and Opportunities // Current Sociology. 2011. Vol. 59. No. 4. P. 406–422. DOI: 10.1177/0011392111402585
14. Evetts J. New Professionalism and New Public Management: Changes, Continuities and Consequences // Comparative Sociology. 2009. Vol. 8. No. 2. P. 247–266. DOI: 10.1163/156913309x421655
15. Hagedorn L.S. Conceptualizing faculty job satisfaction: Components, theo ries, and outcomes // New directions for institutional research. 2000. Vol. 2000 (105). P. 5–20. DOI: 10.1002/ir.10501
16. Herzberg F., Mausner B., Snyderman B.B. The motivation to work. New Brunswick: Transaction Publishers, 1993. — 184 p. DOI: 10.4324/9781315124827
17. Hurd F., Singh S. “Something has to change”: A collaborative journey towards academic well-being through critical refexive practice // Management Learning. 2021. Vol. 52. No. 3. P. 347–363. DOI: 10.1177/1350507620970723
18. Machado-Taylor M.L., et al. Academic job satisfaction and motivation: findings from a nationwide study in Portuguese higher education // Studies in Higher Education. 2016. Vol. 41. P. 541–559. DOI: 10.1080/03075079.2014.942265
19. Mudrak J., et al. A Self-determined Profession? Perceived Work Conditions and the Satisfaction Paradox among Czech Academic Faculty // Czech Sociological Review. 2020. Vol. 56. P. 387–418. DOI: 10.13060/csr.2020.023
20. Mudrak J., Zabrodska K., Kveton P., et al. Occupational well-being among university faculty: A job demands–resources model // Research in Higher Education. 2018. Vol. 59 (3). P. 325–348. DOI: 10.1007/s11162-017-9467-x
21. Nkomo S.M. The seductive power of academic journal rankings: Challenges of searching for the other-wise // Academy of Management Learning and Education. 2008. Vol. 8. No. 1. P. 106–121. DOI:10.5465/AMLE.2009.37012184
22. Smith T., Salo P., Grootenboer P. Staying alive in academia: Collective praxis at work // Pedagogy, Culture and Society. 2010. Vol. 18. No. 1. P. 55–66. DOI:10.1080/14681360903556830
23. Sousa-Poza A., Sousa-Poza А. Well-being at work: A cross-national analysis of the levels and determinants of job satisfaction // Journal of Socio-Economics. Vol. 29. P. 517–538. DOI: 10.1016/S1053-5357(00)00085-8
24. Spilker M., Prinsen F., Kalz M. Valuing technology-enhanced academic conferences for continuing professional development. A systematic litera ture review // Professional Development in Education. 2020. Vol. 46. No. 3. P. 482–499. DOI: 10.1080/19415257.2019.1629614
25. Super D.E. A life-span, life-space approach to career development // Journal of Vocational Behavior. 1989. Vol. 16. P. 282–298. DOI: 10.1016/00018791(80)90056-1
26. Taberner A.M. The marketisation of the English higher education sector and its impact on academic staff and the nature of their work // International Journal of Organizational Analysis. 2018. Vol. 26. No. 1. P. 129–152. DOI: 10.1108/IJOA-07-2017-1198СтатьяПоступила: 02.06.2023
Опубликована: 21.12.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
ACM[1]Солодовникова, О.Б. и Малькова, Е.Е. 2023. Исследование удовлетворенности преподавателей своей работой: концептуальная рамка для России. Социологический журнал. 29, 4 (дек. 2023), 56-76. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.4.3.РазделСОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯВсе права на статью принадлежат авторам. Авторы передают права на использование статьи, в том числе на использование статьи в открытом доступе, издателю журнала на условиях неисключительной лицензии (Авторское соглашение (публичная оферта))
Принятием условий этого договора автором считается передача им материалов в редакцию через официальный сайт журнала ("Отправить рукопись") или через электронную почту редакции.
- Евгения Евгеньевна Малькова РАНХиГС, Москва, Россия malkova-ee@ranepa.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0007-5859-8796
Свидетельство о регистрации СМИ:
ПИ № ФС 77 - 72185 24.01.2018
Учредитель:
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН (ФНИСЦ РАН)
Издатель:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Главный редактор
доктор социологических наук,
Первый заместитель директора Института социологии ФНИСЦ РАН
Полина Михайловна Козырева
Заместитель главного редактора
кандидат философских наук, доцент
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Лариса Алексеевна Козлова
ISSN 1562-2495 (Print)
ISSN 1684-1581 (Online)
Периодичность: 4 раза в год.
Издается с 1994 года
КОНТАКТЫ:
Адрес:
117218, Москва, ул. Кржижановского,
д. 24/35, корп. 5, каб. 419
Тел.: +7 (499) 120-82-57
E-mail:
LarissaKozlova@yandex.ru