Самопрезентация и успех на цифровых платформах на примере рабочих, занимающихся строительством и ремонтом
Научная статья
-
Денис Олегович Стребков
НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия
strebkov@hse.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3234-5746
Elibrary Author_id 443915ResearchID E-7819-2015Выражение признательностиИсследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2023 г.Для цитированияСтребков Д. О. Самопрезентация и успех на цифровых платформах на примере рабочих, занимающихся строительством и ремонтом // Социологический журнал. 2023. Том 29. № 3. С. 70-92. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.3.4 EDN: FXAULC
Аннотация
Онлайн-платформы формируют высококонкурентную среду, где исполнителям приходится активно бороться за проекты и заказчиков, используя не только свои профессиональные знания и умения, но и специальные навыки самопрезентации и самоорганизации, чтобы повысить шансы на успех. Цель статьи — показать, как работники, занятые в сфере строительства и ремонта, представляют себя на платформе, как это влияет на их успешность. Данные, собранные методом веб-скрейпинга на российской платформе YouDo в 2023 г., позволяют утверждать, что акцент работников на профессионализме и предприимчивости положительно связан с количеством выполненных ими заданий. При этом мы не находим подтверждения того, что платформы способствуют эрозии ценности профессионализма и замене его на умение и мастерство, как утверждает Х. Понгратц. Люди, акцентирующие внимание на своем мастерстве, не получают значимых преимуществ по сравнению с другими пользователями.Ключевые слова:гиг-экономика, онлайн-платформы, самозанятость, самопрезентация, профессионализм, мастерство, предприимчивостьБиография автора
Денис Олегович Стребков, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россиякандидат социологических наук, доцентЛитература
1. Гаврилюк Т.В. Рабочий класс в сервисной сфере: постановка проблемы и актуальный социологический дискурс // Социологический журнал. 2021. Том 27. № 3. С. 78–96. DOI: 10.19181/socjour.2021.27.3.8425 EDN: ONKCQI
2. Жучкова С.В., Ротмистров А.Н. Автоматическое извлечение текстовых и числовых веб-данных для целей социальных наук // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2020. № 50–51. С. 141–183. EDN: XYTJOY
3. Крыштановский А.О. Модели регрессионного анализа // Анализ социологических данных. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2006. С. 115–190.
4. Платформенная занятость в России: масштабы, мотивы и барьеры участия: Аналитический доклад / О.В. Синявская, С.С. Бирюкова, Е.С. Горват, Д.Е. Карева, Д.А. Стужук, К.О. Чертенков; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2022 [электронный ресурс]. — 30 C. Электрон. текст. дан. (0,635 МБ). DOI: 10.17323/978-5-7598-2494-7 EDN: FILRJK
5. Радаев В.В. Экспансия платформ как вызов социологии // Социологические исследования. 2022. № 12. С. 15–28. DOI: 10.31857/S013216250022667-6 EDN: WVZOOQ
6. Срничек Н. Капитализм платформ / Пер. с англ. под науч. ред. М. Добряковой. М.: Изд. дом ВШЭ, 2021. Вып. 3. — 128 с.
7. Старк Д., Паис И. Алгоритмическое управление в экономике платформ // Экономическая социология. 2021. Т. 22. № 3. С. 71–103. DOI: 10.17323/1726-3247-2021-3-71-103 EDN: CKZVNK
8. Стребков Д.О. и др. Социальные факторы выбора контрагентов на бирже удаленной работы: исследование конкурсов с помощью «больших данных» // Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 3. С. 25–65. DOI: 10.17323/1726-3247-2019-3-25-65 EDN: QENAEB
9. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Что мы знаем о фрилансерах? Социология свободной занятости. М.: Изд. дом ВШЭ, 2022. — 528 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2722-1 EDN: GYGZLX
10. Стребков Д. Строительство и ремонт в советской карикатуре // ЭС Форум. 2008. № 5 (11). С. 5–11 [электронный ресурс]. Дата обращения 13.04.2023. URL: https://www.hse.ru/mag/newsletter/2008––5%20(11).html
11. Тощенко Ж.Т. Прекариат: от протокласса к новому классу. Монография. М.: Наука, 2018. — 350 с. EDN: VKRCMM
12. Шевчук А.В. Труд и власть в российской модели платформенного капитализма // Социология власти. 2022. Т. 34. № 3–4. С. 128–155. DOI: 10.22394/2074-0492-2022-4-128-155 EDN: KVDDTX
13. Шкаратан О.И., Карачаровский В.В., Гасюкова Е.Н. Прекариат: теория и эмпирический анализ (на материалах опросов в России, 1994–2013) // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 99–110. EDN: VGMFUZ
14. Bröckling U. The Entrepreneurial Self: Fabricating a New Type of Subject. London: SAGE Publications Ltd, 2016. — 256 р. DOI: 10.4135/9781473921283
15. Dunn M., Munoz I., Jarrahi M.H. Dynamics of flexible work and digital platforms: Task and spatial flexibility in the platform economy // Digital Business. 2023. Vol. 3. No. 1. Article 100052 [online]. Accessed 15.08.2023. DOI: 10.1016/j.digbus.2022.100052
16. Fleming P. The Human Capital Hoax: Work, Debt and Insecurity in the Era of Uberization // Organization Studies. 2017. Vol. 38. No. 5. P. 691–709. DOI: 10.1177/0170840616686129
17. Franke M., Pulignano V. Connecting at the edge: Cycles of commodification and labour control within food delivery platform work in Belgium // New Technology, Work and Employment. 2021. No. 38 (3). P. 1–20. DOI: 10.1111/ ntwe.12218
18. Friedman G. Workers without employers: shadow corporations and the rise of the gig economy // Review of Keynesian Economics. 2014. Vol. 2. No. 2. P. 171–188. DOI: 10.4337/roke.2014.02.03
19. Jarrahi M.H., et al. Platformic Management, Boundary Resources for Gig Work, and Worker Autonomy // Computer-Supported Cooperative Work. 2020. Vol. 29. No. 1–2. P. 153–189. DOI: 10.1007/s10606-019-09368-7 EDN: LQPOUM
20. Kenney M., Bearson D., Zysman J. The platform economy matures: measuring pervasiveness and exploring power // Socio-Economic Review. 2021. Vol. 19. No. 4. P. 1451–1483. DOI: 10.1093/ser/mwab014
21. Malin B.J., Chandler C. Free to Work Anxiously: Splintering Precarity Among Drivers for Uber and Lyft // Communication, Culture & Critique. 2017. Vol. 10. No. 2. P. 382–400. DOI: 10.1111/cccr.12157
22. Pongratz H.J. Of crowds and talents: discursive constructions of global online labour // New Technology, Work and Employment. 2018. Vol. 33. No. 1. 58–73. DOI: 10.1111/ntwe.12104
23. Pongratz H.J., Voß G.G. From employee to “entreployee”: Towards a “self-entrepreneurial” work force? // Concepts and Transformation. 2003. Vol. 8. No. 3. 239–254. DOI: 10.1075/cat.8.3.04pon
24. Shevchuk A., Strebkov D., Tyulyupo A. Always on across time zones: Invisible schedules in the online gig economy // New Technology, Work and Employment. 2021. Vol. 36. No. 1. P. 94–113. DOI: 10.1111/ntwe.12191 EDN: SSIAWR
25. The role of digital labour platforms in transforming the world of work. Geneva: ILO, 2021. Accessed 13.04.2023. URL: https://www.ilo.org/global/research/global-reports/weso/2021/WCMS_771749
26. Tirapani A.N., Willmott H. Revisiting conflict: Neoliberalism at work in the gig economy // Human Relations. 2023. Vol. 76. No. 1. P. 53–86. DOI: 10.1177/00187267211064596
27. Vallas S., Schor J.B. What Do Platforms Do? Understanding the Gig Economy // Annual Review of Sociology 2020. Vol. 46. No. 1. P. 273–294. DOI: 10.1146/annurev-soc-121919-054857
28. Wexler M.N. Reconfiguring the sociology of the crowd: exploring crowdsourcing // International Journal of Sociology and Social Policy. 2011. Vol. 31. No. 1/2. P. 6–20. DOI: 10.1108/01443331111104779
29. Wood A.J., Lehdonvirta V. Antagonism beyond employment: how the “subordinated agency” of labour platforms generates conflict in the remote gig economy // Socio-Economic Review. 2021. Vol. 19. No. 4. P. 1369–1396. DOI: 10.1093/ser/mwab016 EDN: QUIIJLСтатьяПоступила: 19.04.2023
Опубликована: 23.09.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
ACM[1]Стребков, Д.О. 2023. Самопрезентация и успех на цифровых платформах на примере рабочих, занимающихся строительством и ремонтом. Социологический журнал. 29, 3 (сен. 2023), 70-92. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.3.4.РазделСОЦИОЛОГИЯ ТРУДАВсе права на статью принадлежат авторам. Авторы передают права на использование статьи, в том числе на использование статьи в открытом доступе, издателю журнала на условиях неисключительной лицензии (Авторское соглашение (публичная оферта))
Принятием условий этого договора автором считается передача им материалов в редакцию через официальный сайт журнала ("Отправить рукопись") или через электронную почту редакции.