Философия славянофильства и субъективная школа в социологии: опыт компаративного анализа
Научная статья
-
Ирина Анатольевна Шмерлина
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
shmerlina@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9701-1205
Elibrary Author_id 179727ResearchID P-3539-2016Для цитированияШмерлина И. А. Философия славянофильства и субъективная школа в социологии: опыт компаративного анализа // Социологический журнал. 2023. Том 29. № 2. С. 74-100. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.2.4 EDN: DWXXLN
Аннотация
В статье проблематизируются отношения между социологической и философской традициями отечественной социальной мысли на материале субъективной школы и славянофильства. Показано отсутствие непосредственной идейно-концептуальной преемственности между этими направлениями при одновременном наличии общих ментально-мировоззренческих предпосылок. Сопоставление славянофильства и субъективной школы проводится по трем линиям — гносеологии, социальной и историософской тематики. Выявлены отличительные особенности, в которых обнаруживается корреспонденция между названными направлениями: ориентация на целостное отношение к действительности, объединяющее жизнь и познание; этическая доминанта гносеологических воззрений и тяготение к практически-преобразовательному отношению к действительности; антропоцентричность и персонализм; романтически-экзальтированная постановка народного вопроса; миссианские и мессианские мотивы историософских исканий, а также публицистичность как жанр теоретической рефлексии. Высказывается предположение об отражении в названном идейно-мировоззренческом комплексе культурных кодов отечественной социальной ментальности.Ключевые слова:славянофильство, субъективная школа в социологии, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, менталитет, гносеология цельного знания, этицизм, волюнтаризм, народный вопрос, миссианство, мессианствоБиография автора
Ирина Анатольевна Шмерлина, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россиякандидат философских наук, ведущий научный сотрудникЛитература
1. Арнольди С.С. [Лавров П.Л. ]. Цивилизация и дикие племена. СПб.: Коммерческая скоропечатня, 1903. — 264 с.
2. Бердяев Н. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности / Репринтное воспроизведение издания 1918 года. М.: Философское общество СССР, 1990. — 240 с.
3. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков // Бердяев Н. Собрание сочинений. Т. V. Париж: YMCA-Press, 1997. — 578 с. [электронный ресурс]. Дата обращения 10.02.2023. URL: http://az.lib.ru/b/berdjaew_n_a/text_1912_homyakov.shtml
4. Валицкий А. В кругу консервативной утопии. Структура и метаморфозы русского славянофильства / Пер. с польск. К. Душенко. М.: Новое литературное обозрение, 2019. — 704 с. EDN: OGXUQM
5. Герцен А. И. Былое и думы // Герцен А.И. Собрание сочинений в 30-ти т. Часть IV. Т. IX / [Ред. В.А. Путинцев; Коммент. И.Ю. Твердохлебова]. М.: Изд-во АН СССР, 1956. — 354 с.
6. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX–XX вв. М.: Онега, 1995. — 288 с.
7. Егоров Б.Ф. От Хомякова до Лотмана. М.: Языки славянской культуры, 2003. — 368 с.
8. Зеньковский В.В. История русской философии / [Предисл. В. Сербиненко]. М.: Академический Проект, Раритет, 2001. — 880 с.
9. Кареев Н.И. Основы русской социологии / Ин-т социологии Рос. акад. наук, С.-Петерб. фил.; Подг. текста, вступ. ст., примеч. И.А. Голосенко. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996. — 368 с.
10. Карпович М.М. Лекции по интеллектуальной истории (XVIII – начало XX века) / Пер. с англ. А.И. Кырлежева, Е.Ю. Моховой; Вступ. ст. Н.Г.О. Перейры; Предисл. С.М. Карповича; Примеч. П.А. Трибунского. М.: Русский путь, 2012. — 352 с.
11. Киреевский И.В. Критика и эстетика / Сост., вступ. ст. и примеч. Ю.В. Манна; Редкол.: М.Ф. Овсянников (пред.) и др. М.: Искусство, 1979. — 439 с.
12. Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М.: Т-во Типо-Литографии И.М. Машистова, 1914. — 100 с.
13. Лавров П.Л. Философия истории славян (статья первая) // Отечественные записки. 1870. Т. CXC. № 6. С. 347–420.
14. Лавров П.Л. Философия истории славян (статья вторая и последняя) // Отечественные записки. 1870. Т. CXCI. № 7. С. 65–126.
15. [Лавров П.Л.]. Опыт истории мысли. Т. I. Вып. 1. СПб.: Ред. журн. «Знание», 1875. — 162 с.
16. Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в двух томах. Т. 1. / Сост. и примеч. И.С. Книжника-Ветрова; Вступ. ст. И.С. Книжника-Ветрова и А.Ф. Окулова; Под общ. ред. А.Ф. Окулова. М.: Мысль, 1965. — 752 с.
17. Лавров П.Л. Исторические письма // Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в двух томах. Т. 2. / Сост. и примеч. И.С. Книжника Ветрова; Под общ. ред. А.Ф. Окулова. М.: Мысль, 1965. С. 6–295.
18. Лазари А. де В кругу Федора Достоевского. Почвенничество / Пер. с польск.; Отв. ред. В.А. Хорев. М.: Наука, 2004. — 207 с.
19. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон, 1996 [электронный ресурс]. Дата обращения 15.11.2022. URL: https://predanie.ru/book/110920-ocherki-po-istorii-russkoy-filosofii/
20. Малинов А.В. Русская социологическая школа в оценке А.С. Лаппо-Данилевского // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. T. XIX. № 3. С. 16–24. EDN: WWOXET
21. Медушевский А.Н. История русской социологии. М.-Берлин: ДиректМедиа, 2015. — 497 с.
22. Миненков Г.Я. Введение в историю русской социологии. Минск: ЗАО «Экономпресс», 2000 [электронный ресурс]. Дата обращения 12.01.2022. URL: https://infopedia.su/23x516b.html
23. Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати / Предисл. митрополита Иоанна (Снычева); Сост., вступ. ст., пер. В.Я. Дерягина; Реконстр. древнерус. текста Л.П. Жуковской; Коммент. В.Я. Дерягина, А.К. Светозарского; Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2011. — 176 с.
24. Михайловский Н.К. Записки профана // Сочинения Н.К. Михайловского. Т. 3. СПб.: Типография Ф.С. Сущинскаго, 1881. — 497 с.
25. Михайловский Н.К. Что такое прогресс // Сочинения Н.К. Михайловского. Т. 4. СПб.: Типография (бывшая) А.М. Котомина, 1883. С. ix-xiv, 1–187.
26. Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность // Сочинения Н.К. Михайловского. Т. 5. СПб.: Типография А.М. Котомина и Ко, 1883. С. 154–402.
27. Одоевский В.Ф. Русские ночи / Под ред. [и с предисл.] С.А. Цветкова. М.: Книгоиздательство «Путь», 1913. — [6], 429, [2] с.
28. Повесть временных лет / Пер. с древнерусского Д.С. Лихачева, О.В. Творогова; Коммент. А.Г. Боброва, С.Л. Николаева, А.Ю. Чернова при участии А.М. Введенского и Л.В. Войтовича. СПб.: ВИТА НОВА, 2012. — 512 с.
29. Пришвин М.М. Дневники 1920–1922. М.: Московский рабочий, 1995. — 336 с.
30. Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. 2-е изд. Пб.: Наука и школа, 1920. — 98, [1] c.
31. Ранский С.П. Социология Н.К. Михайловского. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1901. — 239 с.
32. Сиземская И.Н. Идеи национального мессианизма: ловушки и позитивные основания историософской рефлексии // Философская мысль. 2013. № 6. С. 388–421. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.642 EDN: RWBLCV
33. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (ХV–ХVІ вв.). М.: Изд-во «Индрик», 1998. — 416 с.
34. Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни / Сост. А.П. Полякова, П.П. Апрышко. М.: Республика, 1994. С. 333–351.
35. Усачёв А.С. «Третий Рим» или «Третий Киев»? (Московское царство XVI века в восприятии современников) // Общественные науки и современность. 2012. № 1. С. 69–87. EDN: OWLMLT
36. Фатеев В.А. В спорах о самобытном пути России // Славянофильство: PRO ET CONTRA: творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / [Сост. В.А. Фатеев]. СПб.: Изд-во Русской Христианской гуманитарной акад., 2006. С. 1–48.
37. Франк С.Л. Русское мировоззрение // Франк С.Л. Русское мировоззрение / Сост. и отв. ред. А.А. Ермичев; Вст. ст. А.А. Ермичева; Ред. Л.В. Арсеньева; Примеч. Б.В. Емельянова. СПб.: Наука, 1996. С. 161–195.
38. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. Т. 1. М.: Университетская типография на Страстном бульваре, 1900. — 408 с.
39. Хомяков А.С. Записки о всемирной истории. Часть первая // Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. Т. 5. М.: Университетская типография на Страстном бульваре, 1900. — 588 с.
40. Широкова М.А. Философские основания культурно-исторической концепции ранних славянофилов. Автореф. … д. филос. н. по специальности 24.00.01. Барнаул, 2013. — 43 с. EDN: SUNQYD
41. Шмерлина И.А. Инструментально-методологические проблемы исследования истории отечественной социальной мысли // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. М.: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 5873–5895. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM) DOI: 10.19181/kongress.2020.691.
42. Юдин А.И. Н.К. Михайловский о предмете социологии // Вестник ТГУ. 2014. Вып. 1 (129). С. 106–113.
43. Hecker J. F. Russian Sociology: A Contribution to the History of Sociological Thought and Theory. New York: The Columbia University Press, 1915. — 320 p. DOI: 10.7312/heck92698
44. Poe M. Moscow, the Third Rome: the origins and transformations of a “pivotal moment”. 1997 [online]. Accessed: 04.01.2023. URL: https://www.ucis.pitt.edu/nceeer/1997-811-25-Poe.pdfСтатьяПоступила: 11.04.2023
Опубликована: 26.06.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
ACM[1]Шмерлина, И.А. 2023. Философия славянофильства и субъективная школа в социологии: опыт компаративного анализа. Социологический журнал. 29, 2 (июн. 2023), 74-100. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.2.4.РазделИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИВсе права на статью принадлежат авторам. Авторы передают права на использование статьи, в том числе на использование статьи в открытом доступе, издателю журнала на условиях неисключительной лицензии (Авторское соглашение (публичная оферта))
Принятием условий этого договора автором считается передача им материалов в редакцию через официальный сайт журнала ("Отправить рукопись") или через электронную почту редакции.