Учителя в условиях «кризисной цифровизации»: на пороге «нового луддизма»?
Научная статья
Аннотация
Литература
2. Бекова С.К., Терентьев Е.А., Малошонок Н.Г. Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID-19: связь социально-экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 74–92. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-74-92 EDN: KYFOZH
3. Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования / Пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Просвещение, 2007. — 267 с. EDN: TZRPON
4. Исаева Н.В., Каспржак А.Г., Кобцева А.А., Цатрян М.А. Школьный барометр. COVID-19: ситуация с учением и обучением в российских школах // Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. M.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 92–109.
5. Негри А., Хардт М. Множество: война и демократия в эпоху империи / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Культурная революция, 2006. — 559 с.
6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — 180 с. EDN: YQDVYE
7. Омельченко Е.А. Образование детей из семей международных мигрантов в условиях пандемии // Этнодиалоги. 2020. № 3 (61). С. 54–64. DOI: 10.37492/ETNO.2020.61.3.002 EDN: VOZZQO
8. Петракова А.В., Канонир Т.Н., Куликова А.А., Орел Е.А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 93–114. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-93-114 EDN: JYFVZN
9. Писаренко И.А., Заиченко Л.И. Родители как субъекты влияния на развитие цифровых навыков детей // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Т. 13. № 2. С. 54–80. DOI: 10.19181/inter.2021.13.2.4 EDN: IRUFSK
10. Радина Н.К., Балакина Ю.В. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 178–194. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-178-194 EDN: BCWDKE
11. Рубашкин Д.Д. Информатизация образования и формирование учебной среды школы: новые квалификации учителя // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 85–100. DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-85-100 EDN: NCQNPZ
12. Сапрыкина Д.И., Волохович А.А. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей. М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 32 с.
13. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с фр. В. Наумова под ред. И. Борисовой. М.: Ad Marginem, 2018. — 480 с.
14. Черненко И.М., Кельчевская Н.Р., Пелымская И.С., Алмусаеди Х.К.А. Возможности и угрозы цифровизации для развития человеческого капитала на индивидуальном и региональном уровнях // Экономика региона. 2021. Т. 17. № 4. С. 1239–1255. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-4-14 EDN: ZCNEUY
15. Barbour М.К., et al. Understanding Pandemic Pedagogy: Differences Between Emergency Remote, Remote, and Online Teaching. A special report of the State of the Nation: K-12 E-Learning in Canada project. Canadian eLearning Network. 2020 [online]. DOI: 10.13140/RG.2.2.31848.70401
16. Bauman Z., Lyon D. Liquid surveillance: A conversation. Malden, MA: Polity Press, 2013. — 152 р.
17. Biagi F., Loi M. Measuring ICT Use and Learning Outcomes: evidence from recent econometric studies. European Journal of Education. 2013. Vol. 48. No. 1. P. 28–42. DOI: 10.1111/ejed.12016
18. Collins A., Halverson R. Rethinking Education in the Age of Technology: The Digital Revolution and Schooling in America. New York: Teachers College Press, USA, 2009. — 192 р.
19. Frank K.A., Zhao Y., Borman K. Social Capital and the Diffusion of Innovations Within Organizations: The Case of Computer Technology in Schools // Sociology of Education. 2004. Vol. 77 (2). P. 148–171. DOI: 10.1177/003804070407700203
20. Gabriel Y. Spectacles of Resistance and Resistance of Spectacles // Management Communication Quarterly. 2008. Vol. 21. No. 3. P. 310–326. DOI: 10.1177/0893318907309931 EDN: JTJXIB
21. Haelermans C., Ghysels J., Prince F. Increasing performance by differentiated teaching // British Journal of Educational Technology. 2015. Vol. 46. P. 1161–1174. DOI: 10.1111/bjet.12209
22. Hope A. Retooling school surveillance research. Foucault and (post)panopticism // Social Theory and Education Research. 2nd Edition. London: Routledge, 2022. P. 65–84. DOI: 10.4324/9781003156550-6
23. Latorre-Cosculluela C, Suárez C, Quiroga S, Sobradiel-Sierra N, Lozano-Blasco R, Rodríguez-Martínez A. Flipped Classroom model before and during COVID-19: using technology to develop 21st century skills // Interactive Technology and Smart Education. 2021. Vol. 18. No. 2. P. 189–204. DOI: 10.1108/ITSE-08-2020-0137
24. Manokha I. Surveillance, Panopticism, and Self-Discipline in the Digital Age // Surveillance & Society. 2018. Vol. 16. No. 2. P. 219–237. DOI: 10.24908/ss.v16i2.8346
25. Mat Nang A.F., Maat S.M., Mahmud M.S. Teacher technostress and coping mechanisms during Covid-19 pandemic: A systematic review // Pegem Journal of Education and Instruction. 2022. Vol. 12. No. 2. P. 200–212. DOI: 10.47750/pegegog.12.02.20 EDN: IFIWBY
26. Noble D. Progress without people: New Technology, Unemployment, and the Message of Resistance. Toronto: Between the Lines, 1995. — 166 р.
27. Odell B., Cutumisu M., Gierl M. A scoping review of the relationship between students’ ICT and performance in mathematics and science in the PISA data // Social Psychology of Education. 2020. Vol. 23. P. 1449–1481. DOI: 10.1007/s11218-020-09591-x EDN: SLBSCI
28. Page D. The visibility and invisibility of performance management in schools // British Educational Research Journal. 2015. Vol. 41. No. 6. P. 1031–1049. DOI: 10.1002/berj.3185
29. Rogers E.M. Diffusion of innovations (1st ed.). New York: Free Press of Glencoe. 1962. — 367 р.
30. Rogers E.M. Diffusion of innovations. Fifth Edition. New York, NY: Free Press. 2003. — 576 р.

Поступила: 18.11.2022
Опубликована: 29.03.2023
Все права на статью принадлежат авторам. Авторы передают права на использование статьи, в том числе на использование статьи в открытом доступе, издателю журнала на условиях неисключительной лицензии (Авторское соглашение (публичная оферта))
Принятием условий этого договора автором считается передача им материалов в редакцию через официальный сайт журнала ("Отправить рукопись") или через электронную почту редакции.