Учителя в условиях «кризисной цифровизации»: на пороге «нового луддизма»?
Научная статья
-
Дмитрий Сергеевич Попов
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
dmtrppv@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5706-5452
Elibrary Author_id 143646ResearchID M-5175-2016
- Анна Владимировна Стрельникова НИУ ВШЭ; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия astrelnikova@hse.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1131-4358
Elibrary Author_id 444024ResearchID K-2789-2015- Екатерина Александровна Григорьева Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия yreewda@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0313-3437
Elibrary Author_id 1023716Для цитированияПопов Д. С., Стрельникова А. В., Григорьева Е. А. Учителя в условиях «кризисной цифровизации»: на пороге «нового луддизма»? // Социологический журнал. 2023. Том 29. № 1. С. 55-77. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.1.3 EDN: ECQYHEАннотация
Эпидемия COVID-19 во многих странах, включая Россию, стала в некотором роде катализатором «кризисной цифровизации» — технологического обновления учебного процесса, которое происходило стремительно и отчасти хаотично. Следствием эпидемии стало повсеместное внедрение практики проведения удаленных занятий, что сопровождалось появлением в литературе особого термина «кризисное обучение» (“emergency teaching”). Результаты подобного обучения и кризисной цифровизации в целом оцениваются противоречиво, эффективность внедрения новых технологий ставится под вопрос. В данной статье анализируются установки и практики основных акторов образовательного процесса — учителей — в качестве одной из возможных причин «пробуксовки» цифровых инноваций в школьном образовании. Предполагается, что сопротивление учителей изменениям может являться основной причиной устойчивости и консервативности школы, неуспешности попыток внедрения инноваций. Однако, проводя параллель между современными учителями и луддитами, авторы пытаются оценить не столько сопротивление технологическим изменениям, сколько их социальные последствия для школы и учителей. Статья основана на материалах трехлетнего исследования, включающего несколько серий интервью с российскими школьными учителями, реализованных в качественной исследовательской логике в период наиболее активного распространения COVID в 2020–2022 гг. Исследование выявило возникающие у учителей сложности с интеграцией цифровых практик в кризисный учебный процесс, а также их опасения, связанные с перспективой кризиса учительской профессии. Составными частями этого намечающегося кризиса становится расширение внешнего формального контроля и снижение контроля их собственного, с перспективой (и страхом) утраты творческого начала учительской профессии.Ключевые слова:цифровизация, луддизм, школьное образование, учителя, учительская профессия, кризисное обучениеБиографии авторов
Дмитрий Сергеевич Попов, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россиякандидат социологических наук, ведущий научный сотрудникАнна Владимировна Стрельникова, НИУ ВШЭ; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россиякандидат социологических наук, доцент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАНЕкатерина Александровна Григорьева, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россиямладший научный сотрудникЛитература
1. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 2004. — 314 с.
2. Бекова С.К., Терентьев Е.А., Малошонок Н.Г. Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID-19: связь социально-экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 74–92. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-74-92 EDN: KYFOZH
3. Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования / Пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Просвещение, 2007. — 267 с. EDN: TZRPON
4. Исаева Н.В., Каспржак А.Г., Кобцева А.А., Цатрян М.А. Школьный барометр. COVID-19: ситуация с учением и обучением в российских школах // Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. M.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 92–109.
5. Негри А., Хардт М. Множество: война и демократия в эпоху империи / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Культурная революция, 2006. — 559 с.
6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — 180 с. EDN: YQDVYE
7. Омельченко Е.А. Образование детей из семей международных мигрантов в условиях пандемии // Этнодиалоги. 2020. № 3 (61). С. 54–64. DOI: 10.37492/ETNO.2020.61.3.002 EDN: VOZZQO
8. Петракова А.В., Канонир Т.Н., Куликова А.А., Орел Е.А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 93–114. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-93-114 EDN: JYFVZN
9. Писаренко И.А., Заиченко Л.И. Родители как субъекты влияния на развитие цифровых навыков детей // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Т. 13. № 2. С. 54–80. DOI: 10.19181/inter.2021.13.2.4 EDN: IRUFSK
10. Радина Н.К., Балакина Ю.В. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 178–194. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-178-194 EDN: BCWDKE
11. Рубашкин Д.Д. Информатизация образования и формирование учебной среды школы: новые квалификации учителя // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 85–100. DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-85-100 EDN: NCQNPZ
12. Сапрыкина Д.И., Волохович А.А. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей. М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 32 с.
13. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с фр. В. Наумова под ред. И. Борисовой. М.: Ad Marginem, 2018. — 480 с.
14. Черненко И.М., Кельчевская Н.Р., Пелымская И.С., Алмусаеди Х.К.А. Возможности и угрозы цифровизации для развития человеческого капитала на индивидуальном и региональном уровнях // Экономика региона. 2021. Т. 17. № 4. С. 1239–1255. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-4-14 EDN: ZCNEUY
15. Barbour М.К., et al. Understanding Pandemic Pedagogy: Differences Between Emergency Remote, Remote, and Online Teaching. A special report of the State of the Nation: K-12 E-Learning in Canada project. Canadian eLearning Network. 2020 [online]. DOI: 10.13140/RG.2.2.31848.70401
16. Bauman Z., Lyon D. Liquid surveillance: A conversation. Malden, MA: Polity Press, 2013. — 152 р.
17. Biagi F., Loi M. Measuring ICT Use and Learning Outcomes: evidence from recent econometric studies. European Journal of Education. 2013. Vol. 48. No. 1. P. 28–42. DOI: 10.1111/ejed.12016
18. Collins A., Halverson R. Rethinking Education in the Age of Technology: The Digital Revolution and Schooling in America. New York: Teachers College Press, USA, 2009. — 192 р.
19. Frank K.A., Zhao Y., Borman K. Social Capital and the Diffusion of Innovations Within Organizations: The Case of Computer Technology in Schools // Sociology of Education. 2004. Vol. 77 (2). P. 148–171. DOI: 10.1177/003804070407700203
20. Gabriel Y. Spectacles of Resistance and Resistance of Spectacles // Management Communication Quarterly. 2008. Vol. 21. No. 3. P. 310–326. DOI: 10.1177/0893318907309931 EDN: JTJXIB
21. Haelermans C., Ghysels J., Prince F. Increasing performance by differentiated teaching // British Journal of Educational Technology. 2015. Vol. 46. P. 1161–1174. DOI: 10.1111/bjet.12209
22. Hope A. Retooling school surveillance research. Foucault and (post)panopticism // Social Theory and Education Research. 2nd Edition. London: Routledge, 2022. P. 65–84. DOI: 10.4324/9781003156550-6
23. Latorre-Cosculluela C, Suárez C, Quiroga S, Sobradiel-Sierra N, Lozano-Blasco R, Rodríguez-Martínez A. Flipped Classroom model before and during COVID-19: using technology to develop 21st century skills // Interactive Technology and Smart Education. 2021. Vol. 18. No. 2. P. 189–204. DOI: 10.1108/ITSE-08-2020-0137
24. Manokha I. Surveillance, Panopticism, and Self-Discipline in the Digital Age // Surveillance & Society. 2018. Vol. 16. No. 2. P. 219–237. DOI: 10.24908/ss.v16i2.8346
25. Mat Nang A.F., Maat S.M., Mahmud M.S. Teacher technostress and coping mechanisms during Covid-19 pandemic: A systematic review // Pegem Journal of Education and Instruction. 2022. Vol. 12. No. 2. P. 200–212. DOI: 10.47750/pegegog.12.02.20 EDN: IFIWBY
26. Noble D. Progress without people: New Technology, Unemployment, and the Message of Resistance. Toronto: Between the Lines, 1995. — 166 р.
27. Odell B., Cutumisu M., Gierl M. A scoping review of the relationship between students’ ICT and performance in mathematics and science in the PISA data // Social Psychology of Education. 2020. Vol. 23. P. 1449–1481. DOI: 10.1007/s11218-020-09591-x EDN: SLBSCI
28. Page D. The visibility and invisibility of performance management in schools // British Educational Research Journal. 2015. Vol. 41. No. 6. P. 1031–1049. DOI: 10.1002/berj.3185
29. Rogers E.M. Diffusion of innovations (1st ed.). New York: Free Press of Glencoe. 1962. — 367 р.
30. Rogers E.M. Diffusion of innovations. Fifth Edition. New York, NY: Free Press. 2003. — 576 р.СтатьяПоступила: 18.11.2022
Опубликована: 29.03.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
ACM[1]Попов, Д.С., Стрельникова, А.В. и Григорьева, Е.А. 2023. Учителя в условиях «кризисной цифровизации»: на пороге «нового луддизма»?. Социологический журнал. 29, 1 (мар. 2023), 55-77. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.1.3.РазделСОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯВсе права на статью принадлежат авторам. Авторы передают права на использование статьи, в том числе на использование статьи в открытом доступе, издателю журнала на условиях неисключительной лицензии (Авторское соглашение (публичная оферта))
Принятием условий этого договора автором считается передача им материалов в редакцию через официальный сайт журнала ("Отправить рукопись") или через электронную почту редакции.
- Анна Владимировна Стрельникова НИУ ВШЭ; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия astrelnikova@hse.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1131-4358
Свидетельство о регистрации СМИ:
ПИ № ФС 77 - 72185 24.01.2018
Учредитель:
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН (ФНИСЦ РАН)
Издатель:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Главный редактор
доктор социологических наук,
Первый заместитель директора Института социологии ФНИСЦ РАН
Полина Михайловна Козырева
Заместитель главного редактора
кандидат философских наук, доцент
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Лариса Алексеевна Козлова
ISSN 1562-2495 (Print)
ISSN 1684-1581 (Online)
Периодичность: 4 раза в год.
Издается с 1994 года
КОНТАКТЫ:
Адрес:
117218, Москва, ул. Кржижановского,
д. 24/35, корп. 5, каб. 419
Тел.: +7 (499) 120-82-57
E-mail:
LarissaKozlova@yandex.ru