Российский университет, профессура, студенты в 1910 1915 гг.

  • Олег Николаевич Яницкий Институт социологии РАН yanitsky@mtu-net.ru
Для цитирования
Яницкий О. Н. Российский университет, профессура, студенты в 1910 1915 гг. // Социологический журнал. 2007. № 1. С. С. 66-82.

Аннотация

В начале ХХ века перед российской высшей школой стояли три совершенно разные задачи: учить молодое поколение, информировать его о достижениях российской и мировой науки, обучать студентов, как думать и работать по-научному, и, наконец, перед высшей школой стояла задача просвещения самых широких масс. Кроме того, университеты выполняли крайне актуальную тогда функцию создания системы высшего образования нового типа. Научный и общественный статус российской профессуры; её установка на производство научного знания и его практическое применение; демократизация самой высшей школы; распространение университетских и домашних кружков как средства для получения дополнительных знаний и как площадка для профессиональных дискуссий; «индивидуальный жизненный проект» как средство самодетерминации студента; роль семейных уклада и традиций в процессах становления личности студента; его ответственность перед семьей и одновременно — их высокая  мобильность и самостоятельность; углубленная работа в библиотеках и архивах; типичная модель образа жизни студента и его культурные интересы — таковы основные темы статьи. Данная статья написана на материалах университетских публикаций того времени, а также на базе личного архива автора.
Ключевые слова:
знание, индивидуальный жизненный проект, профессура, само-детерминация, студенты, университет, Россия

Биография автора

Олег Николаевич Яницкий, Институт социологии РАН
доктор философских наук, профессор, зав. сектором

Литература

 Вернадский В.И. Публицистические статьи / Отв. ред. В.П. Волков: Нау-ка, 1995.



 Вернадский В.И. Дневники. 1926–1934 / Отв. ред. В.П. Волков: Наука, 2001.



 Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М.: Мартис, 1998. [Раздел 2]



 Занков Л.В., Певзнер М.С., Шмидт В.Ф. Трудные дети в школьной ра-боте. Методологическое пособие. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1933. [Главы III, VII и X]



 Кульпин Э.С. Социоестественная история: предмет, метод, концепция. М.: Открытый университет, 1992.



 Кульпин Э.С. Бифуркация Запад-Восток. Введение в социоестественную историю. М.: Московский лицей, 1996.



 Миронов Б.Н.. Социальная история России периода империи (XVIII начало XX вв.). В 2-х томах. СПб.: Дмитрий Булавин, 1999.



 Сборник статей Студенческого историко-этнографического кружка / Под ред. М.В. Довнар-Запольского. Вып. III. Киев, 1914.



 Юбилейный сборник историко-этнографического кружка при Универси-тете Св. Владимира. Киев: Типография 2-й артели, 1914.



 Яницкий Н.Ф. О статье В.И. Веретенникова о методологических прие-мах при разработке цифрового исторического материала // Сборник статей Студенческого историко-этнографического кружка / Под ред. М.В. Довнар-Запольского. Вып. III. Киев, 1914. С. 24 25.



 Яницкий Н.Ф. Экономический кризис в Новгородской области XVI века (по писцовым книгам). Киев: Типогр. Императорского ун-та Св. Влади-мира, 1915.



 Яницкий Н.Ф. Из воспоминаний о школьных и университетских годах Отто Юльевича Шмидта. Рукопись. 1974. С. 21–22.



 Яницкий О.Н. Семейная хроника. 1852–2002. М.: Изд-во LVS, 2002.



 Яницкий Ф.Ф. и Яницкая Е.Л. Исторический очерк 25-летия земской медицины Лохвицкого уезда Полтавской губернии // Земско-медицинский сборник. Издан Правлением Съезда врачей в память Н.И. Пирогова. Вып. VI. 1893.



 Schmidt V. Die Bedeutung des Brustsaugens und Fingerlutschens fuer die Psychische Entwicklung des Kindes. Imago. 1926. Bd. XII. Heft 2/3.



 Schmidt V. Die Entwicklung des Wisstriebes bei einem Kind. Imago. 1930. Bd. XVI. Heft 2.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Яницкий, О.Н. 2007. Российский университет, профессура, студенты в 1910 1915 гг. Социологический журнал. 1 (мар. 2007), С. 66-82.
Раздел
СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ