Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в России

Научная статья
Выражение признательности
Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (соглашение о предоставлении гранта № 075-15-2022-325)
Для цитирования
Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю. Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в России // Социологический журнал. 2022. Том 28. № 3. С. 8-37. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2022.28.3.9149 EDN: AQUFFI

Аннотация

Произошедшие за последнее десятилетие структурная консолидация вузовской сети, сокращение коммерческого сегмента и перераспределение образовательных потоков в пользу профессионального образования позволяют говорить о завершении этапа экспансии высшего образования в России. Цель статьи — поиск возможных объяснений и анализ макроуровневых факторов данного феномена в русле экономического, социологического и политико-экономического подходов. Опираясь на данные статистики и социологических мониторингов, авторы показывают, что снижение охвата обусловлено сокращением предложения высшего образования, снижением финансовой доступности и изменением экономической эффективности образовательных стратегий. Снижение участия в высшем образовании произошло за счет менее обеспеченных и образованных семей, переориентирующих спрос на среднее профессиональное образование. Сокращение заочных вузов и филиалов, вузовская поляризация усиливают социальную дифференциацию образовательных ожиданий и возможностей. Стратификация и профессионализация третичного сектора образования также рассматриваются как часть эволюции консервативной политико-экономической модели в России.
Ключевые слова:
третичное образование, высшее образование, охват высшим образованием, экспансия высшего образования, доступность высшего образования, равенство образовательных возможностей

Биографии авторов

Сергей Сергеевич Малиновский, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия
кандидат политических наук, заместитель заведующего, Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»; эксперт, Центр социологии высшего образования, Институт образования
Екатерина Юрьевна Шибанова, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия
 младший научный сотрудник, Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов», Институт образования

Литература

1. Абанкина И.В. Финансирование образования: тренд на персонализацию // Журнал НЭА. 2019. № 1. С. 41. DOI: 10.31737/2221-2264-2019-41-1-11 EDN: YZJYIH

2. Александров Д.А., Тенишева К.А., Савельева С.С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66–91. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-66-91 EDN: UKEBEF

3. Бессуднов А.Р., Куракин Д.Ю. Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 83–109. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-83-109 EDN: ZHRDRF

4. Богданов М.Б., Малик В.М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодежи России? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 392–420. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1603 EDN: NBXFVU

5. Виссер Й. Профсоюзы на распутье. Рабочий документ МОТ/ACTRAV. Женева: МОТ, 2020. — 83 p.

6. Вишневская Н.Т., Зудина А.А. Экономически уязвимые группы молодежи в странах ОЭСР и России // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 11. С. 99–107. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-11-99-107 EDN: SLYCXV

7. Габдрахманов Н.К., Лешуков О.В., Платонова Д.П. Обеспеченность бюджетными местами региональных систем высшего образования с учетом демографических трендов // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 4. С. 32–45. DOI: 10.15826/umpa.2019.04.027 EDN: OOFHZO

8. Гильтман М.А., Обухович Н.В., Токарева О.Е. Активная и пассивная политика на российском рынке труда: централизация или регионализация? // Вопросы экономики. 2019. № 6. С. 79–98. DOI: 10.32609/0042-8736-2019-6-79-98 EDN: ZJZGUQ

9. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И., Абанкина И.В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 272 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1937-0 EDN: CBQJGP

10. Захаров А.Б., Адамович К.А. Региональные различия в доступе к образовательным ресурсам, в академических результатах и в траекториях российских учащихся // Экономическая социология. 2020. Т. 20. № 1. С. 60–80. DOI: 10.17323/1726-3247-2020-1-60-80 EDN: KTKAEL

11. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 34–44. DOI: 10.7868/S0132162518030030 EDN: LAYWBV

12. Кузьминов Я.И., Орехин П.В., Нетреба П.Н. Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 112 c.

13. Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. Региональная дифференциация доступности высшего образования в России. Серия: Современная аналитика образования. 2020. Т. 13. № 43. — 69 с.

14. Мальцева В.А., Шабалин А.И. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 10–42. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-2-10-42 EDN: VFPICX

15. Мониторинг качества приема в вузы: основные итоги 2020 // Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики [электронный ресурс]. Дата обращения 13.10.2020. URL: https://ege.hse.ru/stata_2020

16. Овчарова Л.Н., Бирюкова С.С., Селезнева Е.В., Абанокова К.Р. Доходы, расходы и социальное самочувствие населения России в 2012–2016 гг. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 58 c.

17. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Влияние «качества» вуза на заработную плату выпускников // Вопросы экономики. 2016. Т. 12. № 8. С. 74–95. DOI: 10.32609/0042-8736-2016-8-74-95 EDN: WIMDMH

18. Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 539–554. DOI: 10.17323/727-0634-2019-17-4-539-554 EDN: ZVTCLN

19. Чередниченко Г.А. Траектории заочников высшей школы в сфере образования и труда // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 165–187. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-165-187 EDN: NYPTCY

20. Ястребов Г.А. Социальная мобильность в постсоветской России: новый взгляд на проблему (с использованием продвинутых методов анализа) // Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 2. С. 127–136. EDN: VUZMPL

21. Agasisti T. Towards “Lisbon objectives”: Economic determinants of participation rates in university education: an empirical analysis in 14 European countries. Higher Education Quarterly. 2009. Vol. 63. No. 3. P. 287–307. DOI: 10.1111/j.1468-2273.2008.00416.x

22. Allmendinger J., Leibfried S. Education and the welfare state: the four worlds of competence production. Journal of European social policy. 2003. Vol. 13. No. 1. P. 63–81. DOI: 10.1177/0958928703013001047

23. Arnhold N., Bassett R.M. Steering Tertiary Education. Washington: World Bank, 2021. 88 p. DOI: 10.1596/36328

24. Beblavý M., Thum A.E., Veselkova M. Education and social protection policies in OECD countries: Social stratification and policy intervention. Journal of European Social Policy. 2013. Vol. 23. No. 5. P. 487–503. DOI: 10.1177/0958928713499174

25. Becker U., Vasileva A. Russia's political economy re-conceptualized: A changing hybrid of liberalism, statism and patrimonialism. Journal of Eurasian Studies. 2017. Vol. 8. No. 1. P. 83–96. DOI: 10.1016/j.euras.2016.11.003

26. Beller E., Hout M. Welfare states and social mobility: How educational and social policy may affect cross-national differences in the association between occupational origins and destinations. Research in social stratification and mobility. 2006. Vol. 24. No. 4. P. 353–365. DOI: 10.1016/j.rssm.2006.10.001

27. Bluhm K., Varga M. Conservative developmental statism in east central Europe and Russia. New Political Economy. 2020. Vol. 25. No. 4. P. 642–659. DOI: 10.1080/13563467.2019.1639146

28. Boudon R. Education, opportunity, and social inequality: Changing prospects in western society. N.Y.: Wiley, 1974. xxvii, 220 p.

29. Breen R., Goldthorpe J.H. Explaining educational differentials: Towards a formal rational action theory. Rationality and society. 1997. Vol. 9. No. 3. P. 275–305. DOI: 10.1177/104346397009003002

30. Busemeyer M.R. Skills and inequality: Partisan politics and the political economy of education reforms in western welfare states. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 326 p. DOI: 10.1017/CBO9781107477650

31. Cantwell B., Marginson S., Smolentseva A. High participation systems of higher education. Oxford: Oxford University Press, 2018. 496 p. DOI: 10.1093/oso/9780198828877.001.0001

32. Chetvernina T. Trade unions in transitional Russia–peculiarities, current status and new challenges. SEER-South-East Europe Review for Labour and Social Affairs. 2009. No. 03. P. 407–431. DOI: 10.5771/1435-2869-2009-3-407

33. Estevez-Abe M., Iversen T., Soskice D. Social protection and the formation of skills: A reinterpretation of the welfare state. Varieties of capitalism: The institutional foundations of comparative advantage. Oxford: Oxford University Press, 2001. P. 145–183. DOI: 10.1093/0199247757.003.0004

34. Gimpelson V. The labor market in Russia, 2000–2017. IZA World of Labor. 2019. No. 466. DOI: 10.15185/izawol.466

35. Hall P., Soskice D. An Introduction to Varieties of Capitalism. Varieties of capitalism: The institutional foundations of comparative advantage. Oxford: Oxford University Press, 2001. P. 1–68. DOI: 10.1093/0199247757.003.0001

36. Hega G., Hokenmaier K. The welfare state and education: a comparison of social and educational policy in advanced industrial societies. German Policy Studies. 2002. Vol. 2. No. 1. P. 143–173.

37. Iversen T., Stephens J. Partisan politics, the welfare state, and three worlds of human capital formation. Comparative political studies. 2008. Vol. 41. No. 4–5. P. 600–637. DOI: 10.1177/0010414007313117

38. Kainu M., Kulmala M., Nikula J., Kivinen M. The Russian Welfare State System. The Routledge International Handbook of Welfare State Systems. Ed. by C. Aspalter. Oxon: Routledge, 2017. P. 291–316.

39. Kapelyushnikov R., Kuznetsov A., Kuznetsova O. Diversity within capitalism: the Russian labour market model. Employee Relations. 2011. Vol. 33. No 4. P. 395–412. DOI: 10.1108/01425451111142693

40. Konstantinovskiy D. Expansion of higher education and consequences for social inequality (the case of Russia). Higher education. 2017. Vol. 74. No. 2. P. 201–220. DOI: 10.1007/s10734-016-0043-7

41. Malinovskiy S., Shibanova E. Higher education in welfare regimes: Three worlds of post-Soviet transition. Journal of European Social Policy. June 2. 2022. P. 1–17. DOI: 10.1177/09589287221101344

42. Marginson S. The worldwide trend to high participation higher education: Dynamics of social stratification in inclusive systems. Higher Education. 2016. Vol. 72. No. 4. P. 413–434. DOI: 10.1007/s10734-016-0016-x

43. Melianova E., Parandekar S., Patrinos H., Volgin A. Returns to Education in the Russian Federation: Some New Estimates. Washington: World Bank, 2020. 44 p.

44. Minina E., Yanbarisova D., Pavlenko E. Educational choice of Russian high school students in grade nine. International Studies in Sociology of Education. 2020. Vol. 29. No. 4. P. 326–343. DOI: 10.1080/09620214.2020.1728362

45. Pechar H., Andres L. Higher-education policies and welfare regimes: International comparative perspectives. Higher Education Policy. 2011. Vol. 24. No. 1. P. 25–52. DOI: 10.1057/hep.2010.24

46. Peter T., Edgerton J., Roberts L. Welfare regimes and educational inequality: a cross‐national exploration. International studies in Sociology of Education. 2010. Vol. 20. No. 3. P. 241–264. DOI: 10.1080/09620214.2010.516111

47. Prakhov I., Yudkevich M. University admission in Russia: Do the wealthier benefit from standardized exams? International Journal of Educational Development. 2019. Vol. 65. P. 98–105. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2017.08.007

48. Raitano M. Intergenerational transmission of inequalities in Southern European countries in comparative perspective: Evidence from EU-SILC 2011. European Journal of Social Security. 2015. Vol. 17. No. 2. P. 292–314. DOI: 10.1177/138826271501700208

49. Remington T. F., Marques I. The reform of skill formation in Russia: Regional responses. Europe-Asia Studies. 2020. Vol. 72. No. 7. P. 1125–1152. DOI: 10.1080/09668136.2020.1717447

50. Salmi J., D'Addio A. Policies for achieving inclusion in higher education. Policy Reviews in Higher Education. 2021. Vol. 5. No. 1. P. 47–72. DOI: 10.1080/23322969.2020.1835529

51. Schofer E., Ramirez F., Meyer J. The societal consequences of higher education. Sociology of Education. 2021. Vol. 94. No. 1. P. 1–19. DOI: 10.1177/0038040720942912

52. Schulze-Cleven T. Organizing Competition: Regulatory Welfare States in Higher Education. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2020. Vol. 691. No. 1. P. 276–294. DOI: 10.1177/0002716220965891

53. Shibanova E., Malinovskiy S. Higher education in Soviet and Russian welfare states: hybridization, continuity and change. European Journal of Higher Education. 2021. Vol. 11. No. 3. P. 273-291. DOI: 10.1080/21568235.2021.1945475

54. Stevens M., Shibanova E. Varieties of state commitment to higher education since 1945: Toward a comparative-historical social science of postsecondary expansion. European Journal of Higher Education. 2021. Vol. 11. No. 3. P. 219–238. DOI: 10.1080/21568235.2021.1944252

55. Trow M. Twentieth-century higher education: Elite to mass to universal. Ed. By M. Burrage. Baltimore: JHU Press, 2010. 640 p.

56. West A., Nikolai R. Welfare regimes and education regimes: Equality of opportunity and expenditure in the EU (and US). Journal of Social Policy. 2013. Vol. 42. No. 3. P. 469–493. DOI: 10.1017/S0047279412001043
Статья

Поступила: 23.08.2021

Опубликована: 02.09.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Малиновский, С.С. и Шибанова, Е.Ю. 2022. Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в России. Социологический журнал. 28, 3 (сен. 2022), 8-37. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2022.28.3.9149.
Раздел
МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ