Сайты компаний-разработчиков как источник данных об искусственном интеллекте. Сравнительный анализ Google, Yandex и Baidu
Научная статья
-
Андрей Владимирович Резаев
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
rezaev@hotmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4245-0769
Elibrary Author_id 648768ResearchID A-6881-2016
- Наталья Дамировна Трегубова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия n.tregubova@spbu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3259-5566
Elibrary Author_id 832705ResearchID K-3487-2013Выражение признательностиРабота выполнена в рамках исследования, поддержанного РНФ (проект № 18-18-00097).Для цитированияРезаев А. В., Трегубова Н. Д. Сайты компаний-разработчиков как источник данных об искусственном интеллекте. Сравнительный анализ Google, Yandex и Baidu // Социологический журнал. 2021. Том 27. № 4. С. 118-145. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.4.8648Аннотация
Использование технологий искусственного интеллекта (ИИ) в повседневной жизни людей, в деятельности различных организаций ставит перед социальными учеными многочисленные исследовательские задачи, которые требуют новых методологических подходов. В настоящей статье авторы рассматривают сайты компаний — разработчиков ИИ как источник данных о тенденциях развития ИИ. В статье представлены результаты сравнительного анализа сайтов Google, Yandex и Baidu — крупнейших поисковиков в своем языковом сегменте, которые входят в число мировых лидеров в разработке технологий ИИ. В первой части статьи авторы анализируют представленную на сайтах информацию о целях компаний, о разрабатываемых технологиях, определения ИИ, заявленные социальные проблемы, связанные с использованием ИИ, а также формы взаимодействия компаний с внешней аудиторией. Во второй части анализируются проекты, выигравшие конкурс Google AI Impact Challenge, в рамках которого 20 организаций получили гранты Google на разработку технологий, связанных с решением социальных проблем. Анализ проектов позволяет выделить перспективные сферы применения технологий ИИ внутри и вне организаций, охарактеризовать возможные роли ИИ как посредника в отношениях между людьми, а также представить утопический и дистопический сценарии включения технологий ИИ в социальные отношения. В завершение статьи по результатам проведенного анализа авторы формулируют шесть вопросов для последующей социальной аналитики искусственного интеллекта.Ключевые слова:искусственный интеллект, технологии, искусственная социальность, методология социальных наук, онлайн-исследования, исследования организаций, социальные проблемы, сравнительный анализБиографии авторов
Андрей Владимирович Резаев, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россиядоктор философских наук, профессор, руководитель Международной исследовательской лаборатории ТАНДЕМНаталья Дамировна Трегубова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россиякандидат социологических наук, ассистент, кафедра сравнительной социологииЛитература
1. Губа К. Большие данные в социологии: новые данные, новая социология? // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 1. С. 213–236. DOI: 10.17323/1728-192X-2018-1-213-236
2. Капелюшников Р. Технологический прогресс — пожиратель рабочих мест? // Вопросы экономики. 2017. № 11. С. 111–140. DOI: 10.32609/0042-8736-2017-11-111-140
3. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. «Искусственный интеллект», «онлайн-культура», «искусственная социальность»: определение понятий // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 35–47. DOI: 10.14515/monitoring.2019.6.03
4. Срничек Н. Капитализм платформ / Пер. с англ. и науч. ред. М. Добряковой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 128 с.
5. Трегубова Н.Д. Разделение труда, кооперация и новые типы экспертизы в условиях искусственной социальности (по материалам исследования российских и белорусских ИТ-организаций) // Социология власти. 2020. Т. 32. № 1. С. 120–154. DOI: 10.22394/2074-0492-2020-1-120-154
6. Alexander J. The Sacred and Profane Information Machine: Discourse about the Computer as Ideology // Archives de sciences sociales des religions. 1990. No. 69. P. 161–171. DOI: 10.3406/assr.1990.1322
7. Agrawal A.K., Gans J.S., Goldfarb A. Economic Policy for Artificial Intelligence. NBER Working Paper Series, 2018 [online]. Accessed 23.05.2021. URL: http:// www.nber.org/papers/w24690 DOI: 10.3386/w24690
8. Allen G.C. Understanding China’s AI Strategy: Clues to Chinese Strategic Thinking on Artificial Intelligence and National Security. SNAS, 2019 [online]. Accessed 23.05.2021. URL: https://www.cnas.org/publications/reports/ understanding-chinas-ai-strategy
9. Berg B. Qualitative Research Methods for the Social Sciences. Boston: Allyn & Bacon, 2009. — xiv+418 p.
10. Biagioli M., Lépinay V.A. (eds.) From Russia with code: programming migrations in post-Soviet times. Durham: Duke University Press, 2019. — 384 p. DOI: 10.1215/9781478003342
11. Bingaman J., Brewer P.R., Paintsil A., Wilson D.C. “Siri, Show Me Scary Images of AI”: Effects of Text-Based Frames and Visuals on Support for Artificial Intelligence // Science Communication. 2021. Vol. 43. No. 3. P. 388–401. DOI: 10.1177/1075547021998069
12. Esposito E. Artificial Communication? The Production of Contingency by Algorithms // Zeitschrift für Soziologie. 2017. Vol. 46. No. 4. P. 249–265. DOI: 10.1515/zfsoz-2017-1014
13. Etzioni A., Etzioni O. Should Artificial Intelligence Be Regulated? // Issues in Science and Technology. 2017. Vol. 33. No. 4. P. 32–36.
14. Ford M. Architects of Intelligence: The Truth about AI from People Building It. Birmingham: Packt Publishing, 2018. — 559 p.
15. Fourcade M. Ordinalization: Lewis A. Coser Memorial Award for Theoretical Agenda Setting 2014 // Sociological Theory. 2016. Vol. 34. No. 3. P. 175–195. DOI: 10.1177/0735275116665876
16. Fu T. China’s personal information protection in a data-driven economy: A privacy policy study of Alibaba, Baidu and Tencent // Global Media and Communication. 2019. Vol. 15. Iss. 2. P. 195–213. DOI: 10.1177/1742766519846644
17. Jørgensen M., Phillips L. Discourse Analysis as Theory and Method. London: Sage Publications, 2002. — 229 p. DOI: 10.4135/9781849208871
18. Kennedy H., Hill R.L. The Feeling of Numbers: Emotions in Everyday Engagements with Data and Their Visualisation // Sociology. 2017. Vol. 52. No. 4. P. 830–848. DOI: 10.1177/0038038516674675
19. Kotras B. Mass personalization: Predictive marketing algorithms and the reshaping of consumer knowledge // Big Data & Society. 2020. Vol. 7. Iss. 2. P. 1–14. DOI: 10.1177/2053951720951581
20. Lange A.-C., Lenglet M., Seyfert R. On studying algorithms ethnographically: Making sense of objects of ignorance // Organization. 2019. Vol. 26. No. 4. P. 598–617. DOI: 10.1177/1350508418808230
21. Lazer D.M.J., Pentland A., Watts D.J., Aral S., Athey S., Contractor N., Freelon D., Gonzalez-Bailon S., King G., Margetts H., Nelson A., Salganik M.J., Strohmaier M., Vespignani A., Wagner C. Computational social science: Obstacles and opportunities // Science. 2020. Vol. 369. No. 6507. P. 1060–1062. DOI: 10.1126/science.aaz8170
22. Lee F., Larsen L.B. How should we theorize algorithms? Five ideal types in analyzing algorithmic normativities // Big Data & Society. 2019. Vol. 6. Iss. 2. P. 1–6. DOI: 10.1177/2053951719867349
23. Lee K.-F. AI Superpowers. China, Silicon Valley and the New World Order. Boston; New York: Houghton Miffin Harcourt, 2018. — 255 p.
24. Naïs A. The GAFAM and BATX. Université Clermont Auvergne, 2017 [online]. Accessed 23.05.2021. URL: https://www.academia.edu/36927135/The_GAFAM_and_BATX
25. O’Neil C. Weapons of Math Destruction. How Big Data Increases Inequality and Threatens Democracy. New York: Crown, 2016. — 272 p.
26. Petrella S., Miller C., Cooper B. Russia’s Artificial Intelligence Strategy: The Role of State-Owned Firms // Orbis. 2021. Vol. 65. Iss. 1. P. 75–100. DOI: 10.1016/j.orbis.2020.11.004
27. Pettersen L. Why Artificial Intelligence Will Not Outsmart Complex Knowledge Work // Work, Employment and Society. 2019. Vol. 33. No. 6. P. 1058–1067. DOI: 10.1177/0950017018817489
28. Recchia G. The Fall and Rise of AI: Investigating AI Narratives with Computational Methods // AI Narratives: A History of Imaginative Thinking about Intelligent Machines / Ed. by S. Cave, K. Dihal, S. Dillon. Oxford: Oxford University Press, 2020. P. 382–407. DOI: 10.1093/oso/9780198846666.003.0017
29. Roberge J., Senneville M., Morin K. How to translate artificial intelligence? Myths and justifications in public discourse // Big Data & Society. 2020. Vol. 7. Iss. 1. P. 1–13. DOI: 10.1177/2053951720919968
30. Ruppert E., Law J., Savage M. Reassembling Social Science Methods: The Challenge of Digital Devices // Theory, Culture & Society. 2013. Vol. 30. No. 4. P. 22–46. DOI: 10.1177/0263276413484941
31. Von Krogh G. Artificial Intelligence in Organizations: New Opportunities for Phenomenon-Based Theorizing // Academy of Management Discoveries. 2018. Vol. 4. No. 4. P. 404–409. DOI: 10.5465/amd.2018.0084
32. Wang P. On Defining Artificial Intelligence // Journal of Artificial General Intelligence. 2019. Vol. 10. No. 2. P. 1–37. DOI: 10.2478/jagi-2019-0002
33. Ziewitz M. Governing Algorithms: Myth, Mess, and Methods // Science, Technology & Human Values. 2016. Vol. 41. No. 1. P. 3–16. DOI: 10.1177/0162243915608948
34. Zuboff S. The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier of Power. New York: Public Affairs, 2019. — 704 p.СтатьяПоступила: 24.05.2021
Опубликована: 09.12.2021
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
ACM[1]Резаев, А.В. и Трегубова, Н.Д. 2021. Сайты компаний-разработчиков как источник данных об искусственном интеллекте. Сравнительный анализ Google, Yandex и Baidu. Социологический журнал. 27, 4 (дек. 2021), 118-145. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.4.8648.РазделСОЦИОЛОГИЯ ИНТЕРНЕТВсе права на статью принадлежат авторам. Авторы передают права на использование статьи, в том числе на использование статьи в открытом доступе, издателю журнала на условиях неисключительной лицензии (Авторское соглашение (публичная оферта))
Принятием условий этого договора автором считается передача им материалов в редакцию через официальный сайт журнала ("Отправить рукопись") или через электронную почту редакции.
- Наталья Дамировна Трегубова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия n.tregubova@spbu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3259-5566
Свидетельство о регистрации СМИ:
ПИ № ФС 77 - 72185 24.01.2018
Учредитель:
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН (ФНИСЦ РАН)
Издатель:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Главный редактор
доктор социологических наук,
Первый заместитель директора Института социологии ФНИСЦ РАН
Полина Михайловна Козырева
Заместитель главного редактора
кандидат философских наук, доцент
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Лариса Алексеевна Козлова
ISSN 1562-2495 (Print)
ISSN 1684-1581 (Online)
Периодичность: 4 раза в год.
Издается с 1994 года
КОНТАКТЫ:
Адрес:
117218, Москва, ул. Кржижановского,
д. 24/35, корп. 5, каб. 419
Тел.: +7 (499) 120-82-57
E-mail:
LarissaKozlova@yandex.ru