Неравенство возможностей в школьном образовании: роль территориальных факторов
Научная статья
-
Зульфия Фануровна Ибрагимова
Башкирский государственный университет, Уфа, Россия
badertdinova@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0585-0170
Elibrary Author_id 726555
- Марина Валерьевна Франц Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфа, Россия tan-Marina@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5324-2463
Elibrary Author_id 176568Выражение признательностиИсследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 19-410-020017 р_а).Для цитированияИбрагимова З. Ф., Франц М. В. Неравенство возможностей в школьном образовании: роль территориальных факторов // Социологический журнал. 2021. Том 27. № 4. С. 72-98. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.4.8646Аннотация
Работа посвящена измерению роли территориальных факторов в образовательных достижениях российских школьников. Согласно теории равных возможностей достижения зависят от двух групп детерминантов: от неконтролируемых обстоятельств и собственных усилий. Неравенство достижений, обусловленное неравенством усилий, трактуется как этически приемлемое, в то время как неравенство, порождаемое обстоятельствами, несправедливо и поэтому подлежит искоренению. Исследование основывается на данных «Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся» (PISA) за 2018 г. Методика исследования базируется на методе многоуровневого регрессионного моделирования. Использовалась двухуровневая модель, в которой первый уровень — уровень учащегося, а второй уровень — региональный. Результаты расчета показали, что от 14 до 16% дисперсии образовательных достижений российских школьников объясняется межрегиональной гетерогенностью. Установлено, что контроль на социально-экономический статус родительской семьи, степень нехватки персонала и материального обеспечения в школе, тип местности, в которой расположена школа, пол ученика позволяют немного снизить роль региональных различий, однако роль регионального фактора по-прежнему остается значительной. Показано, что в определенной мере влияние регионального фактора можно объяснить тем, что влияние семейного бэкграунда, школьных характеристик и пола индивида зависит от региона проживания. Оценка региональных случайных эффектов позволила выявить как регионы-лидеры, так и регионыаутсайдеры в плане доступности и качества школьного образования. Расчеты показали, что регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры практически одни и те же в отношении всех трех направлений грамотности.Ключевые слова:неравенство возможностей в образовании, индивидуальные достижения, факторы-обстоятельства, факторы-усилия, территориальные факторы, PISAБиографии авторов
Зульфия Фануровна Ибрагимова, Башкирский государственный университет, Уфа, Россиякандидат экономических наук, доцент, Институт экономики, финансов и бизнесаМарина Валерьевна Франц, Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфа, Россиякандидат технических наук, доцент, Институт экономики и управленияЛитература
1. Адамович К.А., Капуза А.В., Захаров А.Б., Фрумин И.Д. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественно-научной грамотности PISA-2018 и их интерпретация. Вып. 2. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2019. — 25 с.
2. Волченко О.В., Широканова А.А. Применение многоуровневого регрессионного моделирования к межстрановым данным (на примере генерализованного доверия) // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2016. № 43. С. 7‒62.
3. Ибрагимова З.Ф., Франц М.В. Динамический анализ неравенства достижений и возможностей в российском школьном образовании // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 54‒63. DOI: 10.31857/ S013216250013781-2
4. Капуза А.В., Керша Ю.Д., Захаров А.Б., Хавенсон Т.Е. Образовательные результаты и социальное неравенство в России: динамика и связь с образовательной политикой // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 10‒35. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-4-10-35
5. Чиркина Т.А., Хавенсон Т.Е. Школьный климат: история понятия, подходы к определению и изменения в анкетах PISA // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 207‒229. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-1-207-229
6. Adamovich K. Regional differences in students’ reading, mathematics and science outcomes on PISA 2018 in Russia // 12th International Conference on Education and New Learning Technologies. 6th–7th July 2020: EDULEARN20 / Proceedings ed. by L.G. Chova, A.L. Martínez, I.C. Torres. Valencia: IATED Academy, 2020. P. 6913‒6919. DOI: 10.21125/edulearn.2020.1792
7. Agasisti T., Cordero-Ferrera J.M. Educational disparities across regions: A multilevel analysis for Italy and Spain // Journal of Policy Modeling. 2013. Vol. 35. No. 6. P. 1079‒1102. DOI: 10.1016/j.jpolmod.2013.07.002
8. Amini C., Nivorozhkin E. The urban-rural divide in educational outcomes: Evidence from Russia // International Journal of Educational Development. 2015. Vol. 44. P. 118‒133. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2015.07.006
9. Barros R.P., Ferreira F.H.G., Molinas V.J.R., Chanduvi J.S. Measuring Inequality of Opportunities in Latin America and the Caribbean. A copublication of Palgrave Macmillan and the World Bank, 2009. — 195 p. [online]. Accessed 05.12.2021. URL: http://hdl.handle.net/10986/2580
10. Bourdieu P., Passeron J. C. Reproduction in Education, Society, and Culture. London: Sage, 1977. — 259 p.
11. Breen R., Goldthorpe J.H. Explaining Educational Differentials: Towards a Formal Rational Action Theory // Rationality and Society. 1997. Vol. 9. No. 3. P. 275–305. DOI: 10.1177/104346397009003002
12. Cohen J., McCabe L., Michelli N.M., Pickeral T. School Climate: Research, Policy, Practice, and Teacher Education // Teachers College Record. 2009. Vol. 111. No. 1. P. 180–213.
13. Ferreira F., Gignoux J. The Measurement of Educational Inequality: Achievement and Opportunity // World Bank Economic Review. 2014. Vol. 28. P. 210–246. DOI: 10.1093/wber/lht004
14. Goldstein H. Multilevel statistical models. 2nd ed. London: Edward Arnold; New York: Wiley Publishers, 1995.
15. Hox J. Multilevel Modeling: When and Why // Classification, Data Analysis, and Data Highways. Studies in Classification, Data Analysis, and Knowledge Organization / Ed. by I. Balderjahn, R. Mathar, M. Schader. Berlin, Heidelberg: Springer, 1998. P. 147–154. DOI: 10.1007/978-3-642-72087-1_17
16. Kreft I.G. Are Multilevel Techniques Necessary? An Overview, Including Simulation Studies. Los Angeles: California State University, 1996. — 19 p. [online]. Accessed 05.12.2021. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED371033.pdf
17. Luongo P. Inequality of opportunity in educational achievements: Cross-country and intertemporal comparisons. WIDER Working Paper. 2015. No. 043. — 32 p. [online]. Accessed 05.12.2021. URL: https://www.wider.unu.edu/sites/ default/files/wp2015-043.pdf
18. OECD. PISA-2012 Assessment and Analytical Framework: Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy. Paris: Organisation for Economic Cooperation and Development, 2013. — 265 p. DOI: 10.1787/9789264190511-en
19. Scaling Procedures and Construct Validation of Context Questionnaire Data // PISA-2015. Technical Report. Paris: OECD Publishing, 2017. P. 289–344 [online]. Accessed 05.12.2021. URL: https://www.oecd.org/pisa/data/2015-technical-report/PISA2015_TechRep_Final.pdf
20. Pinoncely V. Poverty, place and inequality: Why place-based approaches are key to tackling poverty and inequality, London: Royal Town Planning Institute, 2016. — 44 p. [online]. Accessed 05.12.2021. URL: https://www.rtpi.org.uk/ media/2212/povertyplaceinequality-policypaper2016.pdf
21. Roemer J.E. A pragmatic theory of responsibility for the egalitarian planner // Philosophy and Public Affairs. 1993. Vol. 22. No. 2. P. 146–166.
22. Roemer J.E. Equality of opportunity. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1998. — 111 p. DOI: 10.4159/9780674042872
23. Tomul E., Çelik K. The relationship between the students’ academics achievement and their socioeconomic level: cross regional comparison // Social and Behavioral Sciences. 2009. Vol. 1. No. 1. P. 1199–1204. DOI: 10.1016/j.sbspro.2009.01.216СтатьяПоступила: 18.06.2021
Опубликована: 09.12.2021
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
ACM[1]Ибрагимова, З.Ф. и Франц, М.В. 2021. Неравенство возможностей в школьном образовании: роль территориальных факторов. Социологический журнал. 27, 4 (дек. 2021), 72-98. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.4.8646.РазделСОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯВсе права на статью принадлежат авторам. Авторы передают права на использование статьи, в том числе на использование статьи в открытом доступе, издателю журнала на условиях неисключительной лицензии (Авторское соглашение (публичная оферта))
Принятием условий этого договора автором считается передача им материалов в редакцию через официальный сайт журнала ("Отправить рукопись") или через электронную почту редакции.
- Марина Валерьевна Франц Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфа, Россия tan-Marina@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5324-2463
Свидетельство о регистрации СМИ:
ПИ № ФС 77 - 72185 24.01.2018
Учредитель:
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН (ФНИСЦ РАН)
Издатель:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Главный редактор
доктор социологических наук,
Первый заместитель директора Института социологии ФНИСЦ РАН
Полина Михайловна Козырева
Заместитель главного редактора
кандидат философских наук, доцент
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Лариса Алексеевна Козлова
ISSN 1562-2495 (Print)
ISSN 1684-1581 (Online)
Периодичность: 4 раза в год.
Издается с 1994 года
КОНТАКТЫ:
Адрес:
117218, Москва, ул. Кржижановского,
д. 24/35, корп. 5, каб. 419
Тел.: +7 (499) 120-82-57
E-mail:
LarissaKozlova@yandex.ru