Социальное окружение и академическая успеваемость: обзор исследований, использующих стохастическое акторно-ориентированное моделирование
Рецензия
-
Софья Владимировна Докука
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россия
sdokuka@hse.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0847-5129
Elibrary Author_id 661868ResearchID H-7306-2015Выражение признательностиИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 21-78-00069).Для цитированияДокука С. В. Социальное окружение и академическая успеваемость: обзор исследований, использующих стохастическое акторно-ориентированное моделирование // Социологический журнал. 2021. Том 27. № 3. С. 175-191. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.3.8429
Аннотация
Академические результаты учащихся не только являются важным индикатором системы образования, но и в значительной степени определяют последующий профессиональный успех индивидов. В свою очередь, на академические достижения оказывают влияние разнообразные факторы, включая социальное окружение учащегося. В данной статье представлен обзор сетевых исследований, использующих стохастическое акторно-ориентированное моделирование для анализа связи между академической успеваемостью учащихся и их социальным окружением. Рассматриваются результаты и дизайны существующих исследований, указываются перспективные направления дальнейших работ. Показано, что в большинстве исследований фокус направлен на изучение положительных взаимосвязей и что в качестве объекта исследования избраны учащиеся средней школы. Лишь единичные работы рассматривают иные типы взаимодействий и другие образовательные контексты. Кроме того, большинство работ реализовано на данных из западных демократических обществ. Структурирование базы подобных исследований, оценка степени проработанности и перспективности различных направлений в рамках данной тематики могут быть использованы для определения дальнейших исследовательских тем, а также для разработки инструментов государственной политики в сфере образования.Ключевые слова:анализ социальных сетей, эффекты сообучения, социология образования, академические достижения, стохастические акторно-ориентированные моделиБиография автора
Софья Владимировна Докука, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россиякандидат социологических наук, научный сотрудник, Лаборатория вычислительных социальных наук, Институт образованияЛитература
1. Вахштайн В.С., Мешкова Т.А., Железов Б.В. Основные тенденции государственной политики в сфере высшего образования в странах ОЭСР // Вопросы образования. 2005. № 2. С. 2–16.
2. Докука С.В., Валеева Д.Р. Статистические модели для анализа динамики социальных сетей в исследованиях образования // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 201–213.
3. Brouwer J., Flache A., Jansen E., Hofman A., Steglich C. Emergent achievement segregation in freshmen learning community networks // Higher Education. 2018. Vol. 76. No. 3. P. 483–500. DOI: 10.1007/s10734-017-0221-2
4. Centola D. How behavior spreads. Princeton: Princeton University Press, 2018. — 312 p.
5. Chen X., French D.C., Schneider B.H. (eds.). Peer relationships in cultural context. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. — 536 p.
6. Chow A., Kiuru N., Parker P.D., Eccles J.S., Salmela-Aro K. Development of friendship and task values in a new school: friend selection for the arts and physical education but socialization for academic subjects // Journal of Youth and Adolescence. 2018. Vol. 47. No. 9. P. 1966–1977. DOI: 10.1007/s10964-018-0894-6
7. Coleman J.S. Equal schools or equal students? // The Public Interest. 1966. Vol. 4. P. 70–75.
8. DeLay D., Zhang L., Hanish L.D., Miller C.F., Fabes R.A., Martin C.L., Kochel K.P., Updegraff K.A. Peer influence on academic performance: A social network analysis of social-emotional intervention effects // Prevention Science. 2016. Vol. 17. No. 8. P. 903–913. DOI: 10.1007/s11121-016-0678-8
9. Dokuka S., Valeeva D., Yudkevich M. How academic achievement spreads: The role of distinct social networks in academic performance diffusion // Plos one. 2020. No. 15 (7). P. e0236737. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0236737
10. Duxbury S.W., Haynie D.L. School suspension and social selection: Labeling, network change, and adolescent, academic achievement // Social Science Research. 2019. No. 85. P. 102365. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2019.102365
11. Garrote A. Academic achievement and social interactions: A longitudinal analysis of peer selection processes in inclusive elementary classrooms // Frontiers in Education. 2020. No. 5. Article 4. DOI: 10.3389/feduc.2020.00004
12. Gremmen M.C., Dijkstra J.K., Steglich C., Veenstra R. First selection, then influence: Developmental differences in friendship dynamics regarding academic achievement // Developmental Psychology. 2017. Vol. 53. No. 7. P. 1356–1370. DOI: 10.1037/dev0000314
13. Gremmen M.C., Van den Berg Y.H., Steglich C., Veenstra R., Dijkstra J.K. The importance of near-seated peers for elementary students' academic engagement and achievement // Journal of Applied Developmental Psychology. 2018. No. 57. P. 42–52. DOI: 10.1016/j.appdev.2018.04.004
14. Gutman L.M., Vorhaus J. The impact of pupil behaviour and wellbeing on educational outcomes. [Research report DfE-RR253]. 2012. — 49 p. Accessed 15.08.2021. URI: http://dera.ioe.ac.uk/id/eprint/16093
15. Flashman J. Academic achievement and its impact on friend dynamics // Sociology of education. 2012. Vol. 85. No. 1. P. 61–80. DOI: 10.1177/0038040711417014
16. Friedkin N.E. Social cohesion // Annual Review of Sociology. 2004. No. 30. P. 409–425.
17. Hanneman R.A., Riddle M., Robert A. Social network analysis // Riverside: University of California. 2001. P. 1–154.
18. Henneberger A.K., Mushonga D.R. Peer selection as a mechanism for preventing adolescent substance use: Current approaches and future directions // Children and Youth Services Review. 2021. No. 120. P. 105725 DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105725
19. Henrich J., Heine S. J., Norenzayan A. Most people are not WEIRD // Nature. 2010. Vol. 466. No. 7302. P. 29. DOI: https://doi.org/10.1038/466029a
20. Kiuru N., DeLay D., Laursen B., Burk W.J., Lerkkanen M.K., Poikkeus A.M., Nurmi J.E. Peer selection and influence on children’s reading skills in early primary grades: A social network approach // Reading and Writing. 2017. Vol. 30. No. 7. P. 1473–1500. DOI: 10.1007/s11145-017-9733-5
21. Kretschmer D., Leszczensky L., Pink S. Selection and influence processes in academic achievement — more pronounced for girls? // Social Networks. 2018. No. 52. P. 251–260. DOI: 10.1016/j.socnet.2017.09.003
22. Laninga-Wijnen L., Ryan A.M., Harakeh Z., Shin H., Vollebergh W.A. The moderating role of popular peers’ achievement goals in 5th-and 6th-graders’ achievement-related friendships: A social network analysis // Journal of Educational Psychology. 2018. Vol. 110. No. 2. P. 289–307. DOI: 10.1037/edu0000210
23. Lomi A., Snijders T.A., Steglich C.E., Torló V.J. Why are some more peer than others? Evidence from a longitudinal study of social networks and individual academic performance // Social science research. 2011. Vol. 40. No. 6. P. 1506–1520. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2011.06.010
24. McPherson M., Smith-Lovin L., Cook J.M. Birds of a feather: Homophily in social networks // Annual Review of Sociology. 2001. Vol. 27. No. 1. P. 415–444. DOI: 10.1146/annurev.soc.27.1.415
25. Ojanen T., Sijtsema J.J., Rambaran A.J. Social goals and adolescent friendships: Social selection, deselection, and influence // Journal of Research on Adolescence. 2013. Vol. 23. No. 3. P. 550–562. DOI: 10.1111/jora.12043
26. Palacios D., Berger C. Are good students desirable friends? Evidence for friendship selection among elementary students / ¿Son los buenos estudiantes amigos deseables? Evidencia para la selección de amistad entre estudiantes de educación primaria // Estudios de Psicología. 2015. Vol. 36. No. 2. P. 496–508. DOI: https://doi.org/10.1080/02109395.2015.1028729
27. Palacios D., Dijkstra J.K., Villalobos C., Treviño E., Berger C., Huisman M., Veenstra R. Classroom ability composition and the role of academic performance and school misconduct in the formation of academic and friendship networks // Journal of school psychology. 2019. Vol. 74. С. 58–73. DOI: 10.1016/j.jsp.2019.05.006
28. Prell C. Social network analysis: History, theory and methodology. London: Sage, 2012. 263 p.
29. Raabe I.J., Boda Z., Stadtfeld C. The social pipeline: How friend influence and peer exposure widen the STEM gender gap // Sociology of Education. 2019. Vol. 92. No. 2. P. 105–123. DOI: 10.1177/0038040718824095
30. Rambaran J.A., Hopmeyer A., Schwartz D., Steglich C., Badaly D., Veenstra R. Academic functioning and peer influences: A short‐term longitudinal study of network–behavior dynamics in middle adolescence // Child development. 2017. Vol. 88. No. 2. P. 523–543. DOI: 10.1111/cdev.12611
31. Rimfeld K., Malanchini M., Krapohl E., Hannigan L.J., Dale P.S., Plomin R. The stability of educational achievement across school years is largely explained by genetic factors // NPJ science of learning. 2018. Vol. 3. No. 1. P. 1–10. DOI: 10.1038/s41539-018-0030-0
32. Ripley R., Snijders T.A.B., Boda Z., Andr´as Vörös A, Preciado P. Manual for RSiena. 2021. 275 p. Accessed 17.08.2021. URL: https://www.stats.ox.ac.uk/~snijders/siena/RSiena_Manual.pdf
33. Robins G. A tutorial on methods for the modeling and analysis of social network data // Journal of Mathematical Psychology. 2013. Vol. 57. No. 6. P. 261–274.
34. Robins G. An introduction to exponential random graph (p*) models for social networks // Social networks. 2007. Vol. 29. No. 2. P. 173–191. DOI: 10.1016/j.socnet.2006.08.002
35. Sacerdote B. Peer effects with random assignment: Results for Dartmouth roommates // The Quarterly journal of economics. 2001. Vol. 116. No. 2. P. 681–704. DOI: 10.1162/00335530151144131
36. Shin H., Ryan A.M. Early adolescent friendships and academic adjustment: Examining selection and influence processes with longitudinal social network analysis // Developmental psychology. 2014. Vol. 50. No. 11. P. 2462–2472. DOI:10.1037/a003792
37. Smirnov I., Thurner S. Formation of homophily in academic performance: Students change their friends rather than performance // PloS one. 2017. Vol. 12. No. 8. P. e0183473. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0183473
38. Snijders T.A.B., Van de Bunt G.G., Steglich C.E.G. Introduction to stochastic actor-based models for network dynamics // Social networks. 2010. Vol. 32. No. 1. P. 44–60. DOI: 10.1016/j.socnet.2009.02.004
39. Stark T. H., Leszczensky L., Pink S. Are there differences in ethnic majority and minority adolescents’ friendships preferences and social influence with regard to their academic achievement? // Zeitschrift für Erziehungswissenschaft. 2017. Vol. 20. No. 3. P. 475–498. DOI: 10.1007/s11618-017-0766-y
40. Vaquero L.M., Cebrian M. The rich club phenomenon in the classroom // Scientific reports. 2013. Vol. 3. No. 1. P. 1–8.
41. Wang M.T., Kiuru N., Degol J.L., Salmela-Aro K. Friends, academic achievement, and school engagement during adolescence: A social network approach to peer influence and selection effects // Learning and Instruction. 2018. No. 58. P. 148–160. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2018.06.003
42. Wasserman S., et al. Social network analysis: Methods and applications. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. 825 p.
43. Wu C.I., Yang H.H. Homophily Effect of Academic Achievement on Adolescent Friendship Network Evolution // MATEC Web of Conferences. EDP Sciences. 2016. No. 71. P. 03004. DOI: 10.1051/matecconf/20167103004
44. Zimmerman D.J. Peer effects in academic outcomes: Evidence from a natural experiment // Review of Economics and statistics. 2003. Vol. 85. No. 1. P. 9–23. DOI: 10.1162/003465303762687677СтатьяПоступила: 30.12.2020
Опубликована: 28.09.2021
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
ACM[1]Докука, С.В. 2021. Социальное окружение и академическая успеваемость: обзор исследований, использующих стохастическое акторно-ориентированное моделирование. Социологический журнал. 27, 3 (сен. 2021), 175-191. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.3.8429.РазделОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ, РЕФЕРАТЫВсе права на статью принадлежат авторам. Авторы передают права на использование статьи, в том числе на использование статьи в открытом доступе, издателю журнала на условиях неисключительной лицензии (Авторское соглашение (публичная оферта))
Принятием условий этого договора автором считается передача им материалов в редакцию через официальный сайт журнала ("Отправить рукопись") или через электронную почту редакции.