Рабочий класс в сервисной сфере: постановка проблемы и актуальный социологический дискурс
Научная статья
-
Татьяна Владимировна Гаврилюк
Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия
tv_gavrilyuk@mail.ru
Elibrary Author_id 571666Выражение признательностиСтатья выполнена при поддержке гранта РНФ № 17-78-20062 «Жизненные стратегии молодежи нового рабочего класса современной России».Для цитированияГаврилюк Т. В. Рабочий класс в сервисной сфере: постановка проблемы и актуальный социологический дискурс // Социологический журнал. 2021. Том 27. № 3. С. 78-96. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.3.8425
Аннотация
В статье даются обзор и анализ актуального социологического дискурса, посвященного проблемам рутинизированного сервисного труда. Раскрываются специфика интерактивного сервисного труда, способы оценки численности и состава сервисной части рабочего класса, влияние изменившихся параметров трудовых отношений на принятые в научном сообществе способы их концептуализации особенности классового сознания сервисных работников. Установлено, что в зарубежном дискурсе социологии труда исследования сервисной сферы в настоящее время занимают ведущую позицию. В центре внимания оказываются такие проблемы, как структура нового постиндустриального рабочего класса; включение клиента в традиционную диаду работник – работодатель как третьего элемента, реконфигурирующего устойчивые структуры трудовых отношений; возросшее значение «эмоционального труда», телесности и так называемых «мягких качеств» работников; идеология суверенитета потребителя и порожденные ею проблемы; прекаризация труда, приводящая к депривации работников интерактивного сервиса; классовое сознание и практики сопротивления работников рутинизированного сервиса. В отечественной науке данная проблематика рассматривается в основном с позиции экономики и менеджмента. В российской социологии исследования сервиса не актуализированы в полной мере, отсутствует теоретический фундамент, не сформировано представление о сервисных служащих как части рабочего класса. Большинство отечественных авторов опирается на структурно-функциональную парадигму в исследовании сервисной сферы, что не соотносится с актуальными в мировой социологии способами анализа.Ключевые слова:сервис, сфера услуг, интерактивный сервисный труд, социология сервиса, рабочий классБиография автора
Татьяна Владимировна Гаврилюк, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россиякандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Центр перспективных исследований и инновационных разработокЛитература
1. Багдасарян В.Э. Риски и угрозы сервисизации России в рамках идеологемы постиндустриализма // Вестник Московского государственного областного университета: Электронный журнал. 2013. № 2. C. 1–29 [электронный ресурс]. Дата обращения 15.12.2020. URL: http://evestnik-mgou.ru/Articles/Doc/349
2. Башук Е.Н., Орлов А.В., Широкова А.Ш. Интолерантность как профессиональная деструкция продавцов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 1 (6). С. 180–183.
3. Биндиченко Е.В. Институт сервиса: социальная сущность, особенности, функции // Вестник ВЭГУ. 2009. № 4 (42). С. 14–19.
4. Вильямович А.В. Этика поведения в коллективе предприятия сферы услуг // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 3 (54). С. 115–118.
5. Голоколенова М.А. Институт сервиса в современной России как объект социологического исследования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2008. № 2. С. 21 24.
6. Демидова Л. Сфера услуг России: трудный путь модернизации // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 2. С. 38–50.
7. Донскова Л.И. Сервисизация общества как процесс и результат: российский опыт // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 320. С. 45–49.
8. Жизненные стратегии молодeжи нового рабочего класса: Коллективная монография / Под ред. Т.В. Гаврилюк. М.: ФЛИНТА, 2020. — 408 с.
9. Заборовская О.В., Дегтярева В.А., Баранова И.В. Тенденции развития сферы услуг в постиндустриальной экономике // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2008. № 3. С. 60–69.
10. Костин Р.А., Шишкина Е.В., Рочева Я.С. Социологический анализ сферы сервиса в России // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2014. № 1 (19). С. 45–56.
11. Молодежь нового рабочего класса современной России: Коллективная монография / Под ред. Т.В. Гаврилюк. М.: ФЛИНТА, 2019. — 392 с.
12. Новикова В. П., Челпанова Е. В. Медиаконцепт «гиг-экономика» на политической арене // Политическая лингвистика. 2019. № 5 (77). С. 88–96. DOI: 10.26170/pl19-05-09
13. Родионова В.И. Социальные практики сервиса: социально-философский анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7 (13). Ч. II. C. 192–196.
14. Сорокина М.В. Смена приоритетов? Трудовые ожидания работников ритейла в зеркале интернет-коммуникаций // Социологические исследования. 2018. № 5. С. 99–109. DOI: 10.7868/S0132162518050094
15. Социальное пространство российских регионов: Монография / Отв. ред. З.Т. Голенкова. М.: ИС РАН, 2017. — 256 с.
16. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад.Маргинем Пресс, 2014. — 328 с.
17. Тощенко Ж.Т. Прекариат: от протокласса к новому классу. М.: Наука, 2018. — 350 с.
18. Ходосевич А.С. Гендерные различия в профессиональной направленности личности работников сферы услуг // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 4 (94) С. 146–148.
19. Черникова Л.И., Белохвостова Н.В. Ресурсный потенциал сферы услуг и его гендерные аспекты // Вопросы экономики. 2014. № 4 (190). С. 36–47.
20. Bélanger J., Edwards P. The Nature of Front-Line Service Work: Distinctive Features and Continuity in the Employment Relationship // Work, Employment and Society. 2013. No. 27. P. 433–450. DOI: 10.1177/0950017013481877
21. Bennett T., Savage M., Silva E., Warde A., Gayo-Cal M., Wright D. Culture, Class, Distinction. London: Routledge, 2009. — 336 p. DOI: 10.4324/9780203930571
22. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. New York: Basic Books, 1973. — 507 p.
23. Bishop.V., Hoel H. The Customer is Always Right?: Exploring the concept of customer bullying in the British Employment Service // Journal of Consumer Culture. 2008. No. 8(3). P. 341–367. DOI:10.1177/1469540508095303
24. Boltanski L., Chiapello E. The New Spirit of Capitalism. London; New York: Verso, 2007. — 656 p.
25. Bolton S.C. Emotion Management in the Workplace. London: Palgrave Macmillan, 2005. — 200 p.
26. Brook P. The Alienated Heart: Hochschild’s Emotional Labour Thesis and the Anti-capitalist Politics of Alienation // Capital and Class. 2009. No. 33 (2). P. 7–31. DOI: 10.1177/030981680909800101
27. Castells M. Materials for an Exploratory Theory of the Network Society // British Journal of Sociology. 2000. No. 51. P. 5–24. DOI: 10.1111/j.1468-4446.2000.00005.x
28. Cherlin A. Labor's Love Lost: The Rise and Fall of the Working-Class Family in America. New York: Russell Sage Foundation, 2014. — 272 p.
29. Erickson R.J., Ritter C. Emotional labor, burnout, and inauthenticity: Does gender matter? // Social Psychology Quarterly. 2001. No. 64 (2). P. 146–163. DOI: 10.2307/3090130
30. Fuller L. Smith V. Consumers’ Reports: Management by Customer in a Changing Economy // Working in the Service Society / Ed. by C.L. Macdonald, C. Sirianni. Philadelphia, PA: Temple University Press, 1996. P. 74–90.
31. Hall R., van den Broek D. Aestheticising Retail Workers: Orientations of Aesthetic Labour in Australian Fashion Retail // Economic and Industrial Democracy. 2012. No. 33 (1). P. 85–102. DOI: 10.1177/0143831X11427592
32. Hallett T. Between Deference and Distinction: Interaction Ritual Through Symbolic Power in an Educational Institution // Social Psychological Quarterly. 2007. No. 70. P. 148–171. DOI: 10.1177/019027250707000205
33. Hanser A. Class and the Service Encounter: New Approaches to Inequality in the Service Work-place // Sociology Compass. 2012. No. 6 (4). P. 293–305. DOI: 10.1111/j.1751-9020.2011.00453.x
34. Hochschild A.R. The Managed Heart: Commercialization of Human Feeling. Berkeley, CA: University of California Press, 1983. — 307 p.
35. Ikeler P, Crocker J. The Continuity of Work: Class Consciousness in Service and Non-service Jobs // SAGE Journals. Economic and Industrial Democracy. 2018 [online]. Accessed 15.12.2020. DOI:10.1177/0143831X18769411
36. Korczynski M. The Mystery Customer: Continuing Absences in the Sociology of Service Work // Sociology. 2009. No. 43 (5). P. 952–967. DOI: 10.1177/0038038509340725
37. Leidner R. Fast Food, Fast Talk: Service Work and the Routinization of Everyday Life. Berkeley, CA: University of California Press, 1993. — 278 p. DOI: 10.1093/sf/73.1.352
38. Leidner R. Emotional Labor in Service Work // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1999. No. 561. P. 81–95. DOI: 10.1177/0002716299561001006
39. Linkon S.L., Russo J. Twenty Years of Working-Class Studies: Tensions, Values, and Core Questions // Journal of Working-Class Studies. 2016. No. 1 (1). P. 4–13. DOI: 10.13001/jwcs.v1i1.5799
40. Lopez S.H. Workers, Managers, and Customers: Triangles of Power in Work Communities // Work and Occupations. 2010. No. 37 (3). P. 251–271. DOI: 10.1177/0730888410375683
41. Macdonald C., Merrill D. Intersectionality in the Emotional Proletariat // Service Work: Critical Perspectives / Ed. by M. Korczynski, C. Macdonald. New York: Routledge, 2009. P. 113–134. DOI: 10.4324/9780203892268.ch7
42. McDowell L. Working Bodies: Interactive Service Employment and Workplace Identities. Malden, MA: Wiley-Blackwell, 2009. — 288 p. DOI: 10.1002/9781444310214.
43. Mills C.W. White Collar: The American Middle Classes. New York: Oxford University Press, 1951. — 378 p.
44. Moss P., Tilly C. Stories Employers Tell: Race, Skill, and Hiring in America. New York: Russell Sage Foundation, 2001. — 332 p. DOI: 10.2307/3090018
45. Pakulski J, Waters M. The Death of Class // Capital & Class. 1997. No. 21 (2). P. 192–193. DOI:10.1177/030981689706200114
46. Politics of Precarity: Migrant Conditions, Struggles and Experiences / Ed. by M. Bak Jørgensen, C.-U. Schierup. Leiden & Boston: Brill Academic Publishers, 2016. — 329 p. DOI: 10.1163/9789004329706
47. Resnick S., Wolff R. The diversity of class analyses: A critique of Erik Olin Wright and beyond // Critical Sociology. 2003. No. 29 (7) P. 7–27. DOI: 10.1163/156916303321780537
48. Ritzer G. The McDonaldization Thesis: Explorations and Extensions. London: SAGE Publications Ltd, 1998. — 224 p. DOI: 10.4135/9781446279007
49. Roberts S. Boys Will Be Boys... Won’t They? Change and Continuities in Contemporary Young Working-class Masculinities // Sociology. 2013. No. 47 (4). P. 671–686. DOI: 10.1177/0038038512453791
50. Sassen S. Global Cities and Survival Circuits // Global Woman: Nannies, Maids, and Sex Workers in the New Economy / Ed. by B. Ehrenreich, A.R. Hochschild. New York: Metropolitan Books, 2002. P. 254–274.
51. Shalev M. Class Divisions among Women // Politics & Society. 2008. No. 36 (3). P. 421–444. DOI: 10.1177/0032329208320570
52. Taylor P., Bain P. ‘India Calling to the Far Away Towns’: the Call Centre Labour Process and Globalization // Work, Employment & Society. 2005. No. 19 (2). P. 261–282. DOI:10.1177/0950017005053170
53. Touraine A. The Post-industrial society. Tomorrow’s Social History: Classes, Conflicts and Culture in the Programmed Society. New York: Random House, 1971. — 244 p.
54. Villarreal A.T. The Bus Owner, the Bus Driver, and His Lover: Gendered Class Struggle in the Service Work Triangle // Work and Occupations. 2010. No. 37 (3). P. 272–294. DOI: 10.1177/0730888410373350
55. Wang L. When the Customer Is King: Employment Discrimination as Customer Service // Virginia Journal of Social Policy and the Law. 2016. No. 23. P. 249–292. DOI: 10.2139/ssrn.2657758
56. Warhurst C., Thompson P., Nickson D. Labour Process Theory: Putting the Materialism Back into the Meaning of Service Work // Service Work: Critical Perspective / Ed. by M. Korczynski, C.L. Macdonald. London: Routledge, 2009. P. 91–112. DOI: 10.4324/9780203892268.ch6
57. Working in the Service Society / Ed. by C.L. Macdonald, C. Sirianni. Philadelphia: Temple University Press, 1996. — 362 p.
58. Zweig M. The Working Class Majority: America’s Best Kept Secret. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2011. — 232 p. DOI: 10.7591/9780801464317СтатьяПоступила: 16.12.2020
Опубликована: 28.09.2021
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
ACM[1]Гаврилюк, Т.В. 2021. Рабочий класс в сервисной сфере: постановка проблемы и актуальный социологический дискурс. Социологический журнал. 27, 3 (сен. 2021), 78-96. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.3.8425.РазделСОЦИОЛОГИЯ ТРУДАВсе права на статью принадлежат авторам. Авторы передают права на использование статьи, в том числе на использование статьи в открытом доступе, издателю журнала на условиях неисключительной лицензии (Авторское соглашение (публичная оферта))
Принятием условий этого договора автором считается передача им материалов в редакцию через официальный сайт журнала ("Отправить рукопись") или через электронную почту редакции.