Риски образовательной неуспешности учащейся молодежи
Научная статья
-
Гарольд Ефимович Зборовский
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
garoldzborovsky@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8153-0561
Elibrary Author_id 137655ResearchID E-6142-2014
- Полина Анатольевна Амбарова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия borges75@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3613-4003
Elibrary Author_id 259120ResearchID R-6839-2016Выражение признательностиСтатья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 19-29-07016 «Трансфер человеческого капитала образовательных общностей: от неуспешности к успешности».Авторы выражают благодарность анонимным рецензентам, чьи замечания и предложения помогли улучшить статью.Для цитированияЗборовский Г. Е., Амбарова П. А. Риски образовательной неуспешности учащейся молодежи // Социологический журнал. 2020. Том 26. № 2. С. 60-81. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.2.7265Аннотация
Статья посвящена социологическому изучению рисков образовательной неуспешности учащейся молодежи. Показана масштабность феномена образовательной неуспешности школьников и студентов, актуальность его исследования в контексте новых вызовов современного российского общества. Раскрывается тотальный, всепроникающий характер влияния рисков образовательной неуспешности на все сферы общественной жизни. Подчеркивается противоречие между необходимостью их учета в разработке стратегии развития отечественного образования и игнорированием данной проблемы органами власти и управления образованием. Представлена авторская интерпретация ключевых понятий (образовательная неуспешность, ее риски, человеческий капитал образовательных общностей). Дается классификация рисков образовательной неуспешности учащейся молодежи. Специально анализируются четыре группы рисков: для развития системы непрерывного образования; для экономики и рынка труда; сферы социальной безопасности и благополучия; для самой системы образования. Заключительный раздел статьи посвящен анализу возможностей минимизации рисков образовательной неуспешности. Доказана необходимость разработки подходов к преодолению рисков образовательной неуспешности на уровнях государственной образовательной политики, образовательных организаций различных типов и образовательных общностей. Обращается особое внимание на важность трансформации образовательной политики в отношении неуспешных образовательных общностей, изменений образовательной среды учебных заведений, внедрения социальных технологий образовательного сопровождения неуспешных учащихся и студентов. Эмпирической базой статьи послужили результаты исследований, проведенных в Екатеринбурге и Свердловской области.Ключевые слова:образовательная неуспешность, риски образовательной неуспешности, образовательные общности, учащаяся молодежь, человеческий капитал образовательных общностейБиографии авторов
Гарольд Ефимович Зборовский, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россиядоктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследовательПолина Анатольевна Амбарова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россиядоктор социологических наук, профессорЛитература
1. Анализ положения выпускников с высшим и средним профессиональным образованием на рынке труда в России. Аналитический доклад ВНИИ труда Минтруда России [электронный ресурс]. Дата обращения 08.02.2020. URL: http://spravochnik.rosmintrud.ru/storage/app/media/ Analiz%20polojeniya%20vepucknikov_VNII%20tpuda.pdf
2. Аникин В.А. Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки // Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 4. С. 120–156. DOI: 10.17323/1726-3247-2017-4-120-156
3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельник и Н. Федорова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 384 с.
4. Де Вит Х. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 8–34. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-2-8-34
5. Дежина И.Г., Ключарев Г.А. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 40–48. DOI: 10.31857/S013216250001957-5
6. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И., Абанкина И.В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. — 272 с. DOI: 10.17323/9785-7598-1937-0
7. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Социология высшего образования. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. — 539 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1937-0
8. Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие. Тезисы доклада / под ред. Я.И. Кузьминова, Л.Н. Овчаровой, Л.И. Якобсона. М.: Изд. Дом ВШЭ, 2018. — 63 с.
9. Ковалева Г.С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования. Доклад, представленный на заседании Президиума РАО 27 июня 2018 г. [электронный ресурс]. Дата обращения 30.01.2020. URL: http:// www.centeroko.ru/public.html
10. Клячко Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 42 с.
11. Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 71–92. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-4-71-92
12. Танатова Д.К., Погосян В.Г., Королев И.В. Обучение китайских студентов в российских университетах: мотивация и демотивация // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 150–157. DOI: 10.31857/ S013216250004969-8
13. Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. 2003. Т. XII. № 1. С. 3–35.
14. Barro R.J. Economic Growth in a Cross Section of Countries // The Quarterly Journal of Economics. 1991. Vol. 106. No. 2. Р. 407–443.
15. Nonis S., Swift C.O. An Examination of the Relationship Between Academic Dishonesty and Workplace Dishonesty: A Multicampus Investigation // Journal of Education for Business. 2001. Vol. 77. No. 2. P. 69−77. DOI: 10.1080/08832320109599052
16. Sims R.L. The Relationship between Academic Dishonesty and Unethical Business Practices // Journal of Education for Business. 1993. Vol. 68. No. 4. P. 207–211. DOI: 10.1080/08832323.1993.10117614СтатьяПоступила: 11.02.2020
Опубликована: 29.06.2020
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
ACM[1]Зборовский, Г.Е. и Амбарова, П.А. 2020. Риски образовательной неуспешности учащейся молодежи. Социологический журнал. 26, 2 (июн. 2020), 60-81. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.2.7265.РазделСОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯВсе права на статью принадлежат авторам. Авторы передают права на использование статьи, в том числе на использование статьи в открытом доступе, издателю журнала на условиях неисключительной лицензии (Авторское соглашение (публичная оферта))
Принятием условий этого договора автором считается передача им материалов в редакцию через официальный сайт журнала ("Отправить рукопись") или через электронную почту редакции.
- Полина Анатольевна Амбарова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия borges75@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3613-4003
Свидетельство о регистрации СМИ:
ПИ № ФС 77 - 72185 24.01.2018
Учредитель:
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН (ФНИСЦ РАН)
Издатель:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Главный редактор
доктор социологических наук,
Первый заместитель директора Института социологии ФНИСЦ РАН
Полина Михайловна Козырева
Заместитель главного редактора
кандидат философских наук, доцент
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Лариса Алексеевна Козлова
ISSN 1562-2495 (Print)
ISSN 1684-1581 (Online)
Периодичность: 4 раза в год.
Издается с 1994 года
КОНТАКТЫ:
Адрес:
117218, Москва, ул. Кржижановского,
д. 24/35, корп. 5, каб. 419
Тел.: +7 (499) 120-82-57
E-mail:
LarissaKozlova@yandex.ru