К истории социологии СМИ в России: Социологическая служба ВГТРК и ее исследования (1992–2003)
-
Сергей Геннадьевич Давыдов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
sdavydov@hse.ru
ORCID: 0000-0001-8455-9976
Elibrary Author_id 635539ResearchID J-8107-2015
- Надежда Владимировна Адемукова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» nademukova@hse.ru ORCID: 0000-0002-5100-5309
Elibrary Author_id 861003ResearchID E-6262-2016Для цитированияДавыдов С. Г., Адемукова Н. В. К истории социологии СМИ в России: Социологическая служба ВГТРК и ее исследования (1992–2003) // Социологический журнал. 2019. Том 25. № 4. С. 163-183. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2019.25.4.6824Аннотация
В 1990-х и 2000-х гг. заметную роль в развитии отечественной социологии медиа играли исследовательские подразделения при средствах массовой коммуникации и рекламных агентствах. Одно из таких подразделений — созданная медиаменеджером и журналистом А.Г. Быстрицким Социологическая служба ВГТРК, которой долгое время руководил социолог А.В. Шариков. За 12 неполных лет работы задачи Службы неоднократно менялись. В их число входили и вторичный анализ результатов измерений аудитории, и экспертные опросы, и качественные исследования аудитории, исследовательские экспедиции в российские регионы и др. Особое место среди проектов Службы занимает проведение первого в истории российского социологии экзитпола (1993 г.). В статье рассматриваются основные периоды и направления деятельности подразделения, проекты и основанные на них публикации. Приводятся сведения о ведущих специалистах, принимавших участие в работе исследовательского подразделения в разные годы его существования.Ключевые слова:социология медиа, измерения аудитории, ВГТРК, телесмотрение, радиослушание, социологиче-ские экспедиции, качественные исследования аудиторииБиографии авторов
Сергей Геннадьевич Давыдов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»кандидат философских наук, доцент, Факультет коммуникаций, медиа и дизайнаНадежда Владимировна Адемукова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»преподаватель, Факультет коммуникаций, медиа и дизайнаЛитература
Адемукова Н.В. Из истории российской социологии медиа: исследовательская служба «Пятого канала» (1991–2000) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 5 (141). C. 300–313. DOI: 10.14515/monitoring.2017.5.17
Батыршин Р.И., Шариков А.В. Развитие представлений о факторах, определяющих рейтинги телепередач // Медиаскоп. 2016. Вып. 4 [электронный ресурс]. Дата обращения 03.08.2018. URL: http://www.mediascope.ru/node/2239/
Быстрицкий А.Г. Развитие самодеятельности учащихся-комсомольцев Единой трудовой школы (1918–1931 гг.). Автореф. дисс. … канд. пед. наук. М.: АПН СССР, НИИ общ. проблем воспитания, 1990 [электронный ресурс]. Дата обращения 03.08.2018. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01000101406
Васильева О.И. Взаимосвязь агрессивного побуждения и отношения к телевизионной рекламе [электронный ресурс]. Дата обращения 03.08.2018. URL: http://evartist.narod.ru/text7/43.htm
Вильчек В.М. Послесловие: воспоминания, статьи, стихи / Сост. Л.Ш. Вильчек и Г.Е. Вильчек. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 348 с.
Вопросы регионального информационного вещания. Выпуск I. Сборник материалов под ред. В.П. Незнамова и А.Б. Парканского. М.: ВГТРК, 2001. — 247 с.
Вопросы регионального информационного вещания. Выпуск II: Калининградская область. Сборник материалов под ред. В.П. Незнамова и А.Б. Парканского. М.: ВГТРК, 2001. — 127 с.
Вопросы регионального информационного вещания. Выпуск III: Калининградская область. Сборник материалов под ред. В.П. Незнамова и А.Б. Парканского. М.: ВГТРК, 2001. — 129 с.
Вопросы регионального информационного вещания. Выпуск IV: Прикаспийский регион. Часть I, II, III. Сборник материалов под ред. В.П. Незнамова и А.Б. Парканского. М.: ВГТРК, 2002. — 716 с.
Вопросы регионального информационного вещания. Выпуск VI: Белгородская и Воронежская области. Часть I, II. Сборник материалов под ред. В.П. Незнамова и А.Б. Парканского. М.: ВГТРК, 2002. — 294 с.
Грушин Б.А. Институт общественного мнения «Комсомольской правды» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 1 (63). С. 60–74.
Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. В 4-х книгах. Жизнь вторая. Эпоха Брежнева. Часть 1. М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 624 с.
Давыдов С.Г. Детское и юношеское телесмотрение в Москве: Количественный анализ // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред. А.И. Донцова, Я.Н. Засурского, Л.В. Матвеевой, А.И. Подольского. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 166 185.
Давыдов С.Г. Сетевая массовая коммуникация как социальное явление: социально-философский анализ. Дисс. … канд. филос. наук / Моск. пед. гос. ун-т. М., 2000 [электронный ресурс]. Дата обращения 03.08.2018. URL: https://dlib.rsl.ru/01000297591
Давыдов С.Г. Сильные новостные сюжеты и поведение телевизионной аудитории // Телефорум. 2002. № 6. С. 65 67.
Ермолаева О.Я., Палванова А.К. О становлении системы контроля за измерениями телевизионной аудитории в России // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 3. С. 120 137.
Ерофеев А. Соколовская Вера Александровна [электронный ресурс]. Дата обращения 03.08.2018. URL: http://www.museumnn.ru/radio/imena/466.html
Засурский И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М.: Изд-во МГУ, 2001. — 288 с.
Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования / Под общ. ред. Б.А. Грушина, Л.А. Оникова. М.: Политиздат, 1980. — 446 с.
Методологические проблемы и практика изучения Интернета: Сборник научных статей / Под ред. А.В. Шарикова. М.: ВГТРК, 1999. — 76 с.
Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. Изд. 5-е, испр. и доп. М.: ЛЕНАНД, 2018. — 378 с.
Орлова Л. Журфак — далее везде // Полвека на Моховой (1947 1997). М.: Факультет журналистики МГУ, 1997. С. 178 180.
Отношение московских телезрителей к «Военной программе Александра Сладкова» (результаты исследования аудитории) / Под ред. В.П. Незнамова, А.Б. Парканского. М.: ВГТРК, 2002. — 64 с.
Паулсон Т. Радио и телевидение в образе жизни населения ЭССР // Массовая коммуникация и развитие социалистического образа жизни. Материалы конференции. Тарту, 26 27 октября 1985 / Отв. ред. М. Лауристин. Тарту: Изд-во ТГУ, 1986. С. 164 172.
Полуэхтова И.А. Российская аудитория телевидения: социологический дискурс. М.: Наука: Флинта, 2008. — 330 с.
Полуэхтова И.А. Социология массовых коммуникаций // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 347 349.
Полуэхтова И.А. Социология массовых коммуникаций: Курс лекций: в 2-х ч. Ч. 1. М.: Изд-во Моск. гуманитарного ун-та, 2012. — 95 с.
Психологические аспекты информационного вещания. Сборник материалов / Под общ. ред. В.П. Незнамова, А.Б. Парканского, А.В. Шарикова. М.: ВГТРК, 2002. — 53 с.
Радио — любовь моя... Сборник научных статей и воспоминаний в память о профессоре В.Н. Ружникове. М.: Изд-во фак-та журналистики МГУ, 2014. — 137 с.
Сергеев А. Департамент пошел «под топор». Как разгоняли аналитиков ВГТРК // Культура. 27 марта – 2 апреля 2003. С. 5 [электронный ресурс]. Дата обращения 03.08.2018. URL: http://portal-kultura.ru/upload/iblock/c61/2003.03.27.pdf
Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы / [Пер. с англ.]. М.: Национальный ин-т прессы: Вагриус, 1998. — 223 с.
Социология в России / Под. ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. — 696 с.
Телерекламный бизнес: информационно-аналитическое обеспечение / Сост. и общ. ред. В.П. Коломиец. М.: Международный ин-т рекламы, 2001. — 395 с.
Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. М.: Искусство, 1971. — 191 с.
Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. — 154 с.
Шариков А.В. Закономерности миграций телевизионной аудитории // Наука телевидения. Вып. 12. / Науч. ред. вып. Е.В. Дуков. М.: Мин. культ. РФ, 2016. С. 193–215.
Шариков А.В. О влиянии земной и космической погоды на телевизионную аудиторию // Реклама: теория и практика. 2007. № 1. С. 52 65.
Шариков А.В. О факторах, влияющих на поведение телевизионной аудитории // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. Т. 2. С. 46 55.
Шариков А.В. Об изменении электоральных намерений российских граждан во время кампании по выборам в Государственную Думу // PR как модель социального взаимодействия (международный и российский опыт): Материалы научного семинара. Вып. 7 / Под ред. И.Н. Чудновской, Е.Я. Дугина. М.: Альфа-М; Социологический фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. С. 149–160.
Шариков А.В. Основные этапы развития сферы измерения аудитории СМИ // Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. М.: НАТ, 1997. С. 22 27.
Шариков А.В. Половозрастная структура городской телеаудитории России в 1997 году. М.: ВГТРК, 1998. — 133 с.
Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории России. М.: ВГТРК, 1997. — 78 с.
Шариков А.В. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований 1994 96 гг.) // Мир России: Социология, этнология. 1997. Т. 6. № 1. С. 79 106.
Шариков А.В., Давыдов С.Г. Экспертные оценки освещения федеральных предвыборных кампаний 1999 2000 гг. на центральном телевидении // Политический маркетинг. 2001. № 10. С. 4–23.
Шариков А.В., Давыдов С.Г., Ивашкина О.Г. Образы ведущих новостных телепрограмм в экспертных оценках. М.: ВГТРК, 2000. — 54 с.
Шариков А.В., Давыдов С.Г., Ивашкина О.Г. Образы ведущих новостных телепрограмм в экспертных оценках // Проблемы медиапсихологии: Материалы секции «Медиапсихология» Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития». М.: МГУ, 2001. С. 38–61.
Шариков А.В., Ермолаева О.Я. Отечественная социология и медиа: ретроспективный взгляд (1765—2000) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 4 (134). С. 98–114.
Шариков А.В., Кузнецова Ю.Н. Особенности восприятия телесериала «Элен и ребята» московскими школьниками // Психологический журнал. Т. 19. № 2. Март–апрель, 1998. С. 105–118.
Шариков А.В., Фиалков А.В., Красавченко И.А. Особенности миграции аудитории новостных выпусков ТВ // Независимые медиаизмерения. 1999. Июль. С. 16–20.
Davydov S.G., Johansson E. Market Requirement and Political Challenges: Russia between Two Worlds // Television Audiences Across the World: Deconstructing the Ratings Machine / Ed. by J. Bourdon, C. Méadel. Basingstoke, Hampshire, Houndmills: Palgrave Macmillan, 2014. P. 179–195. DOI: 10.1057/9781137345103_11Дополнительные материалыФорматы цитированияДругие форматы цитирования:
ACM[1]Давыдов, С.Г. и Адемукова, Н.В. 2019. К истории социологии СМИ в России: Социологическая служба ВГТРК и ее исследования (1992–2003). Социологический журнал. 25, 4 (дек. 2019), 163-183. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2019.25.4.6824.РазделИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИВсе права на статью принадлежат авторам. Авторы передают права на использование статьи, в том числе на использование статьи в открытом доступе, издателю журнала на условиях неисключительной лицензии (Авторское соглашение (публичная оферта))
Принятием условий этого договора автором считается передача им материалов в редакцию через официальный сайт журнала ("Отправить рукопись") или через электронную почту редакции.
- Надежда Владимировна Адемукова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» nademukova@hse.ru ORCID: 0000-0002-5100-5309
Свидетельство о регистрации СМИ:
ПИ № ФС 77 - 72185 24.01.2018
Учредитель:
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН (ФНИСЦ РАН)
Издатель:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Главный редактор
доктор социологических наук,
Первый заместитель директора Института социологии ФНИСЦ РАН
Полина Михайловна Козырева
Заместитель главного редактора
кандидат философских наук, доцент
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Лариса Алексеевна Козлова
ISSN 1562-2495 (Print)
ISSN 1684-1581 (Online)
Периодичность: 4 раза в год.
Издается с 1994 года
КОНТАКТЫ:
Адрес:
117218, Москва, ул. Кржижановского,
д. 24/35, корп. 5, каб. 419
Тел.: +7 (499) 120-82-57
E-mail:
LarissaKozlova@yandex.ru