От нелинейного знания — к нелинейному доверию

  • Гарольд Ефимович Зборовский Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина garoldzborovsky@gmail.com ORCID: 0000-0001-8153-0561
    Elibrary Author_id 137655
    ResearchID E-6142-2014
  • Полина Анатольевна Амбарова Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина borges75@mail.ru ORCID: 0000-0003-3613-4003
    Elibrary Author_id 259120
    ResearchID R-6839-2016
Для цитирования
Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. От нелинейного знания — к нелинейному доверию // Социологический журнал. 2019. Том 25. № 3. С. 176-187. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2019.25.3.6683

Аннотация

Статья посвящена раскрытию идеи доверия к знанию, заложенной в монографии «Доверие к знанию в условиях социальной турбулентности: риски, уязвимости, вызовы безопасности». Жанр публикации позволил не только изложить ключевые положения социологической концепции и результаты эмпирического исследования авторов книги (научного коллектива МГИМО-Университет под руководством профессора С.А. Кравченко), но и проинтерпретировать их с учетом собственных теоретико-методологических подходов к феномену доверия и результатов его исследования.В статье рассматриваются концепции, ставшие базовыми для книги, — концепция институционального доверия к системам знания и концепция влияния динамики институционального доверия на системы производства и распространения знания. Отмечается новизна и оригинальность авторских трактовок динамики научного знания — от линейного к нелинейному знанию. Вслед за этим излагаются собственные интерпретации проблемы нелинейного доверия — как отклик на идеи авторов монографии о динамике рефлексивного доверия (от линейного к нелинейному). Особое внимание уделено критериям оценки научного знания, заслуживающего доверия со стороны различных социальных акторов. Размышления о книге «Доверие к знанию в условиях социальной турбулентности: риски, уязвимости, вызовы безопасности» в тексте статьи-рецензии вписываются в широкий контекст теоретических и методологических проблем изучения феномена доверия. Показаны возможные линии развития социологических исследований доверия с учетом идей, изложенных в монографии.
Ключевые слова:
рефлексивное доверие, нелинейное доверие, институциональное недоверие, нелинейное научное знание, риски, социологическая диагностика доверия

Биографии авторов

Гарольд Ефимович Зборовский, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь, кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления
Полина Анатольевна Амбарова, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления, доктор социологических наук, профессор

Литература

Амбарова П.А. Сверхбюрократизация как аномалия развития высшего образования в России // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2018. № 1 (24). С. 173–183.



Горина Т.С. Теоретические установки изучения доверия в образовательной среде // Фундаментальные исследования. 2014. № 11 (ч. 8). С. 1845–1851.



Доверие к знанию в условиях социальной турбулентности: риски, уязвимости, вызовы безопасности: Монография / С.А. Кравченко, Н.Н. Зарубина, А.И. Подберезкин [и др.]; под общ. ред. С.А. Кравченко. М.: МГИМОУниверситет, 2018. — 274 с.



Зборовский Г.Е. Понятие и структура доверия в высшем образовании // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 78–84.



Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Как превратить доверие в нематериальный актив развития высшей школы // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 96–107.



Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Стрела социологического знания через призму «стрелы времени», или путь к их сближению (о книге Кравченко С.А. «Социологическое знание через призму «стрелы времени»: востребованность гуманистического поворота. М., 2015) // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 151–156.



Институциональное доверие. Результаты опроса Левада-Центра от 04.10.2018 г. [электронный ресурс]. Дата обращения 15.12.2018. URL: http://www.levada. ru/2018/10/04/institutsionalnoe-doverie-4/



Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: КомКнига, 2007. — 272 с.



Колпина Л.В., Реутов Н.Н., Третьякова Л.А. Социальное доверие в системе высшего образования Белгородской области: эмпирический анализ // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 6. С. 25–32.



Кравченко С.А. Социологическое знание через призму «стрелы времени»: востребованность гуманистического поворота. М.: МГИМО-Университет, 2015. — 342 с.



Штомпка П. Доверие — основа общества / Пер. с пол. В. Морозовой. М.: Логос, 2016. — 440 с.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Зборовский, Г.Е. и Амбарова, П.А. 2019. От нелинейного знания — к нелинейному доверию. Социологический журнал. 25, 3 (сен. 2019), 176-187. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2019.25.3.6683.
Раздел
ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ, РЕФЕРАТЫ