Доверие в высшем образовании как социологическая проблема
-
Гарольд Ефимович Зборовский
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
garoldzborovsky@gmail.com
Elibrary Author_id 137655
- Полина Анатольевна Амбарова Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина borges75@mail.ru
Elibrary Author_id 259120Выражение признательностиРабота выполнена при поддержке РФФИпроект № 18-011-00158 «Доверие как фундаментальная про-блема российского высшего образования»Для цитированияЗборовский Г. Е., Амбарова П. А. Доверие в высшем образовании как социологическая проблема // Социологический журнал. 2018. Том 24. № 4. С. 93-112. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.4.6099Аннотация
Цели статьи — характеристика доверия в высшем образовании как фундаментальной проблемы социологического исследования, рассмотрение имеющихся достижений в ее анализе и представление опыта эмпирического изучения доверия в высшем образовании Уральского макрорегиона. Доверие трактуется авторами как важнейший нематериальный актив развития высшего образования в ситуации кризиса, социальной и экономической неопределенности. Предлагается рассматривать установление доверия и формирование культуры доверия в высшем образовании как конструктивный способ реализации позитивных изменений института и системы высшей школы в стране, повышения их социальной эффективности. Обосновывается необходимость междисциплинарной методологии изучения доверия в высшем образовании, разрабатываемой на пересечении социологического, психологического, социально-психологического, экономического, морального и профессионально-этического, образовательного, управленческого подходов. Выход за рамки узкодисциплинарного подхода, по мнению авторов, дает возможность выявить ресурсный потенциал доверия как нематериального актива. В статье представлены основные направления исследований доверия в высшей школе в зарубежной и отечественной науке. Дискурс доверия в высшем образовании показан как динамично меняющийся. На этом основании выстраиваются перспективы дальнейшего теоретического и эмпирического изучения проблемы. Данные эмпирического исследования доверия как нового ресурса высшей школы в российском макрорегионе демонстрируют наиболее острые противоречия в ее актуальном состоянии и развитии, связанные с усилением недоверия к образовательной политике и стратегиям ее реализации.Ключевые слова:высшее образование, социальное доверие, институциональное доверие, межобщностное доверие, об-разовательные общности, культура доверия, государственная политика в высшем образованииБиографии авторов
Гарольд Ефимович Зборовский, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцинадоктор философских наук, профессор-исследователь, кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управленияПолина Анатольевна Амбарова, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцинакафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления, доктор социологических наукЛитература
Актуальные проблемы трансформации высшего образования в макрорегионе / Под ред. Г.Е. Здоровского. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. — 400 с.
Балацкий Е.В. Ловушка аудиторных часов и новая модель образования // Высшее образование в Рос-сии. 2017. № 2. C. 63–69.
Вольчик В.В., Филоненко Ю.В., Аверкиева Е.С., Ширяев И.М. Бюрократизация и адаптивное поведение в сфере высшего образования // Journal of Economic Regulation. 2016. Т. 7. № 4. С. 57–71. DOI: 10.17835/2078-5429.2016.7.3.057-071
Гудков Л. Доверие в России: смысл, функции, структура // Новое литературное обозрение. 2012. № 117. С. 249–280.
Гудков Л., Дубин Б. Институциональные дефициты как проблема постсоветского общества // Монито-ринг общественного мнения. 2003. № 3. С. 33–53.
Козырева П.М. Межличностное доверие в контексте формирования социального капитала // Социоло-гические исследования. 2009. № 1. C. 43–54.
Коньков А.Т. Социальный капитал в современной социологии. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2006. — 223 с.
Курбатова М.В. Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрокра-тии: содержание и последствия // Мир России: Социология, этнология. 2016. Т 25. № 4. С. 59–86.
Матушак А.Ф. Прогнозирование культуры доверия участников образовательного процесса в высшем профессиональном образовании // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 5. С. 120–125.
Ревина Е.В. О доверии к высшему образованию: экономический взгляд на проблему // Управление эко-номическими системами. 2015. № 11 электронный ресурс. Дата обращения: 08.08.2017. URL: http://uecs.ru/marketing/item/3810-2015-11-19-11-40-46.
Селигмен А. Проблема доверия. М.: Идея-Пресс, 2002. — 200 с.
Токарева С.Б., Голубь О.В., Горина Т.С., Калашникова Н.А. Институциональное доверие в высшей школе и качество образования. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2015. — 142 с.
Фукуяма Ф. Социальные добродетели и путь к процветанию. М.: АСТ, 2004. — 730 c.
Штомпка П. Доверие — основа общества. М.: Логос, 2016. — 440 c.
Шуклина Е.А., Певная М.В. Доверие как институциональная проблема высшего образования // Универ-ситетское управление: практика и анализ. 2017. № 5. С. 120–131. DOI 10.15826/umpa.2017.05.068
Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive Modernization. Cambridge: Polity Press, 1994. — 233 p.
Birchley S.L. Narratives оf trust: working in higher education // 7th International Conference on Education and New Learning Technologies (EDULEARN). Barcelona. 2015. Р. 7135–7143.
Borges G., Carvalho de Souza Domingues M.G., Silva Cordeiro R.C. Student’s trust in the university: Analyz-ing differences between public and private higher education institutions in Brazil // International Review on Public and Nonprofit Marketing. 2016. Vol. 13. Iss. 2. P. 119–135. DOI: 10.1007/s12208-016-0156-9
Bormann I., John R. Trust in the education system — thoughts on a fragile bridge into the future // European Journal of Futures Research. 2014. Vol. 2. No. 1. P. 2–35. DOI: 10.1007/s40309-013-0035-0
Bstieler L., Hemmert M., Barczak G. The changing bases of mutual trust formation in inter-organizational rela-tionships: A dyadic study of university-industry research collaborations // Journal of business research. 2017. Vol. 74. P. 47–54. DOI: 10.1016/j.jbusres.2017.01.006
Ennen N.L., Stark E., Lassiter A. The importance of trust for satisfaction, motivation, and academic perfor-mance in student learning groups // Social Psychology of education. 2015. Vol. 18. No. 3. Р. 615–633. DOI: 10.1007/s11218-015-9306-x
Gawley T. University administrators as information tacticians: Understanding transparency as selective con-cealment and instrumental disclosure // Symbolic interaction. 2008. Vol. 31. No. 2. P. 183–204. DOI: 10.1525/si.2008.31.2.183
Hendry G.D., Hyde S.J., Davy P. Independent student study groups // Medical education. 2005. Vol. 39. No. 7. P. 672–679. DOI: 10.1111/j.1365-2929.2005.02199.x
Helliwell J.F., Putnam R.D. Education and social capital // Eastern Economic Journal. 2007. Vol. 33. No. 1. Р. 1–19.
Levada Yu. The Problem of Trust in Russian Public Opinion // Proceedings of the British Academy. 2004. Vol. 123. P. 157–171. DOI: 10.5871/bacad/9780197263136.003.0008
Luhman N. Vertrauen: Ein Mechanismus der Reduktion sozialer Komplexitat. Stuttgart: Enke, 1968. — 105 p.
Malin J.R., Hackmann D.G. Mentoring as Socialization for the Educational Leadership Professoriate: A Col-laborative Autoethnography // Mentoring & Tutoring. 2016. Vol. 24. No. 2. P. 158–178. DOI: 10.1080/13611267.2016.1170561
Moraru M., Cristea G. Self-Knowledge and Professional Development-Sustainable Educational Condition of a Relationship // 2nd Cyprus International Conference on Educational Research (CY-ICER, Feb. 14–16, 2013). Procedia Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 89. P. 94–97. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.08.816
Newton K., Zmerli S. Three forms of Trust and their Association // European Political Science Review. 2011. Vol. 3. No. 2. P. 1–32. DOI: 10.1017/S1755773910000330
Reitz T. Academic hierarchies in neo-feudal capitalism: how status competition processes trust and facilitates the appropriation of knowledge // Higher Education. 2017. Vol. 73. No. 6. P. 871–886. DOI: 10.1007/s10734-017-0115-3
Tierney W.G. Trust and Organizational Culture in Higher Education. Cultural Perspectives on Higher Educa-tion / Ed. by J. Välimaa, O.-H. Ylijoki. New York: Springer, 2008. P. 27–42. DOI: 10.1007/978-1-4020-6604-7_3
Werder C., Skogsberg E. Trusting Dialogue for Engaging students. In: Student engagement handbook: practice in higher education / Ed. by E. Dunne, D. Owen. London: Emerald, 2013. P. 133–144.
Wright S., Greenwood D. Universities run for, by, and with the faculty, students and staff Alternatives to the neoliberal destruction of higher education // Learning and teaching-the international journal of higher educa-tion in the social sciences. 2017. Vol. 10. No 1. P. 42–65. DOI: 10.3167/latiss.2017.100104
Yiannaki M.S. Conquering the power of change — a private university case study // 4th Annual EuroMed Con-ference of the EuroMed-Academy-of-Business “Business research challenges in a turbulent era” (Elounda, Greece, Oct. 20–21, 2011). 2011. P. 1239–1257.
Zanin L. Education and life satisfaction in relation to the probability of social trust: a conceptual framework and empirical analysis // Social Indicators Research. 2017. Vol. 132. No. 2. Р. 925–947. DOI: 10.1007/s11205-016-1322-5Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
ACM[1]Зборовский, Г.Е. и Амбарова, П.А. 2018. Доверие в высшем образовании как социологическая проблема. Социологический журнал. 24, 4 (дек. 2018), 93-112. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.4.6099.РазделСОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯВсе права на статью принадлежат авторам. Авторы передают права на использование статьи, в том числе на использование статьи в открытом доступе, издателю журнала на условиях неисключительной лицензии (Авторское соглашение (публичная оферта))
Принятием условий этого договора автором считается передача им материалов в редакцию через официальный сайт журнала ("Отправить рукопись") или через электронную почту редакции.
- Полина Анатольевна Амбарова Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина borges75@mail.ru
Свидетельство о регистрации СМИ:
ПИ № ФС 77 - 72185 24.01.2018
Учредитель:
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН (ФНИСЦ РАН)
Издатель:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Главный редактор
доктор социологических наук,
Первый заместитель директора Института социологии ФНИСЦ РАН
Полина Михайловна Козырева
Заместитель главного редактора
кандидат философских наук, доцент
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Лариса Алексеевна Козлова
ISSN 1562-2495 (Print)
ISSN 1684-1581 (Online)
Периодичность: 4 раза в год.
Издается с 1994 года
КОНТАКТЫ:
Адрес:
117218, Москва, ул. Кржижановского,
д. 24/35, корп. 5, каб. 419
Тел.: +7 (499) 120-82-57
E-mail:
LarissaKozlova@yandex.ru