Воспитанники детской спортивной школы олимпийского резерва: социальное самочувствие и жизненные стратегии

  • Ольга Константиновна Крокинская Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) krokinskaya@mail.ru
    Elibrary Author_id 77074
  • Наталья Викторовна Немирова Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург) n.nemirova@spbu.ru
    Elibrary Author_id 633854
Для цитирования
Крокинская О. К., Немирова Н. В. Воспитанники детской спортивной школы олимпийского резерва: социальное самочувствие и жизненные стратегии // Социологический журнал. 2018. Том 24. № 1. С. 34-54. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.1.5712

Аннотация

Предметом обсуждения в статье являются некоторые аспекты подготовки молодых спортсменов-футболистов в сложном взаимодействии специального спортивного и общего школьного образования. Особенности указанной ситуации рассматриваются на базе проведенного исследования (метод кейс-стади, стратегия сочетания методов). Целевые группы - воспитанники футбольной академии, их родители, школьные учителя и тренеры. На основе полученных результатов утверждается, что в планировании жизненной стратегии молодых спортсменов конкурируют между собой две основные цели: сильное стремление к спортивной карьере, нередко выливающееся в вид акцентуации, и императивы хорошего общего образования, потребность в котором диктуется современным обществом.Требуют дальнейшего изучения следующие ситуационные эффекты, выявленные в данном исследовании: 1) сужение горизонтов планирования и негативные ожидания относительно жизненной стратегии, если она выйдет за пределы спорта; 2) эмоциональный дискомфорт из-за разрыва между потребностью в качественном образовании и доминирующими групповыми стереотипами об отсутствии возможностей его получения;3) вероятность формирования «зависимости от футбола» и ее последующего усиления за счет узкой профессиональной специализации. Методологическое значение данного исследовательского кейса (двойная обучающая система элитного профессионального образования с детского возраста) заключается в том, что он может рассматриваться как типообразующий. Выявленные эффекты могут использоваться в качестве модели для анализа проблем других организаций подобного типа. Кроме того, модельный статус исследования способствует выдвижению гипотез, которые в дальнейшем могут проверяться на других кейсах.  
Ключевые слова:
детский спорт, социология спорта, социология образования, спортивные школы, методы социологических исследований, метод кейс-стади, стратегия сочетания методов

Биографии авторов

Ольга Константиновна Крокинская, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)
доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии и религиоведения
Наталья Викторовна Немирова, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)
кандидат социологических наук, доцент, кафедра европейских исследований

Литература

Браймен А., Белл Э. Методы социальных исследований. Группы, организации и бизнес / Пер. с англ.; [Авт. предисл. П.К. Власов; Науч. ред. Л.В. Винокуров и др.]. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2012. С. 106-112.



Бурдье П. Программа для социологии спорта // Бурдье П. Начала / Пер. с франц. Н.А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1994. С. 257-275.



Быховская И.М., Мильштейн О.А. Советская социология спорта: старт и... еще раз старт (субъективные заметки с претензией на объективность // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 2. С. 284-319. DOI: 10.17323/1728-192X-2017-2-284-319



Индексы социального самочувствия // ВЦИОМ [электронный ресурс]. Дата обращения: 24.09.2017. URL: .



Галич Л.П. Социальное самочувствие молодежи. Минск: Право и экономика, 2012. — 159 с.



Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации / Пер. с англ. И. Тюриной. М.: Академический проект, 2003. — 525 с.



Дубин Б.В. Спорт, культ и культура тела в современном обществе. Заметки к исследованию // Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры. М.: Новое издательство, 2004. С. 38-46.



Квале С. Исследовательское интервью. 2-е изд. М.: Смысл, 2009. — 301 с.



Кирсанов В.Е. Детский и юношеский спорт как средство социализации молодого поколения. Автореф. канд. дисс., специальность ВАК: 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы». М., 2008. — 26 с.



Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года. Проект // Вестник спортивного резерва. 2017. № 1. С. 4-29.



Савинская О.Б., Истомина А.Г., Ларкина Т.Ю., Круглова К.Г. Концептуальные представления о стратегиях смешивания методов (mixed methods research): этапы развития и современные дискуссии // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 21-29.



Столяров В.И., Чесноков Н.Н., Стопникова Е.В. Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Ч. 1. М.: Физическая культура, 2005. — 448 с. // Электронная библиотека bookz.ru [электронный ресурс]. Дата обращения 12.07.2017. URL: .



Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедура и техники / Пер. с англ. и послесловие Т.С. Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 256 с.



Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса / Пер. с англ. Харьков: Гуманитарный центр, 2009. — 256 с.



Ханин Ю.Л. Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1983. — 288 с.



Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования / Под ред. И. Штейнберга. СПб.: Алетейя, 2009. — 384 с.



Шукис С., Кардялис К., Яикаускене Р. Юношеский спорт — фактор социализации // Социологические исследования. 2005. № 11. С. 87-96.



Bhaskar R. Reclaiming Reality: A Critical Introduction to Contemporary Philosophy. London: Verso, 1989. — 240 p.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Крокинская, О.К. и Немирова, Н.В. 2018. Воспитанники детской спортивной школы олимпийского резерва: социальное самочувствие и жизненные стратегии. Социологический журнал. 24, 1 (мар. 2018), 34-54. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.1.5712.
Раздел
МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ