Исследуя медиатизацию общества: концепт медиатизированных миров
-
Евгения Генриевна Ним
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
nimeg@mail.ru
Elibrary Author_id 396677Выражение признательностиВ данной работе использованы результаты проекта «Медиатизация социальных институтовсообществ и повседневной жизни» (ТЗ-46)выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2017 годуДля цитированияНим Е. Г. Исследуя медиатизацию общества: концепт медиатизированных миров // Социологический журнал. 2017. Том 23. № 3. С. 8-25. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.3.5361
Аннотация
В статье рассматривается концепт медиатизированных миров, развиваемый в рамках исследований медиатизации общества. Автор приходит к выводу, что так называемая теория медиатизации пока не может претендовать на статус новой парадигмы в media studies, поскольку не обладает достаточной объяснительной силой. Понятие медиатизации скорее маркирует специфическую область изучения взаимосвязей между социокультурными изменениями и изменениями медиатехнологий, чем проясняет сами эти взаимосвязи. Тем не менее у теории медиатизации есть эвристические перспективы, связанные, в частности, с формированием концепции медиатизированных миров. Согласно этому подходу процессы медиатизации культуры и общества следует изучать на уровне отдельных «социальных миров» и / или «малых жизненных миров», артикулированных через медиакоммуникации. Это позволит идентифицировать, описывать и объяснять проявления медиатизации в различных сегментах социальной реальности, опираясь на результаты эмпирических исследований. Предложенная автором типология медиатизированных миров (миры-территории, миры-фигурации и миры- альтернативы) призвана повысить методологическую чувствительность исследований медиатизации.Ключевые слова:медиаисследования, медиатизация общества, медиатизированные мирыБиография автора
Евгения Генриевна Ним, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"кандидат социологических наук, доцент. Факультет коммуникации, медиа и дизайна, Департамент медиаЛитература
Altheide D.L., Snow R.P. Media Logic. Beverly Hills, CA: Sage, 1979. — 256 p.
Ampuja M., Koivisto J., Väliverronen E. Strong and weak forms of mediatization theory. A critical review // Nordicom Review. 2014. Vol. 35. P. 11–123.
Berger P.L., Luckmann T. The social construction of reality: A treatise in the Sociology of Knowledge. London: Penguin, 1967. — 240 p.
Deacon D., Stanyer J. ‘Mediatization and’ or ‘mediatization of’? A response to Hepp, et al. // Media, Culture & Society. 2015. Vol. 37. No. 4. P. 655–657. DOI: 10.1177/0163443715580761
Deacon D., Stanyer J. Mediatization: key concept or conceptual bandwagon // Media, Culture & Society. 2014. Vol. 36. No. 7. P. 1032–1044. DOI: 10.1177/0163443714542218
Elias N. What Is Sociology? New York: Columbia University Press, 1978. — 187 p.
Hepp A. The communicative figurations of mediatized worlds: Mediatization research in times of the ‘mediation of everything’ // European Journal of Communication. 2013. Vol. 28. No. 6. P. 615–629. DOI: 10.1177/0267323113501148
Hepp A., Hasebrink U. Human interaction and communicative figurations. The transformation of mediatized cultures and societies // Mediatization of Communication / Ed. by K. Lundby. Berlin: De Gruyter Mouton, 2014. P. 249–271.
Hepp A., Hjarvard S., Lundby K. Mediatization: Theorizing the interplay between media, culture and society // Media, Culture & Society. 2015. Vol. 37. No. 2. P. 314–324. DOI: 10.1177/0163443715573835
Hepp А. Communicative figurations: Researching cultures of mediatization // Media Practice and Everyday Agency in Europe / Ed. by L. Kramp, N. Carpentier, A. Hepp at al. Bremen: Edition Lumière, 2014. P. 88–93.
Hepp А., Krotz F. Mediatized worlds — understanding everyday mediatization // Mediatized Worlds. Culture and Society in a Media Age / Ed. by A. Hepp, F. Krotz. Basingtoke: Palgrave, 2014. P. 1–14.
Hjarvard S. The Mediatization of Culture and Society. London: Routledge 2013. — 173 p.
Hjarvard S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change // Nordicom Review. 2008. Vol. 29. No. 2. P. 105–134. DOI: 10.1515/nor-2017-0181
Krotz F. From a social worlds perspective to the analysis of mediatized worlds // Media Practice and Everyday Agency in Europe / Ed. by L. Kramp, N. Carpentier, A. Hepp, at al. Bremen: Edition Lumière, 2014. P. 83–99.
Krotz F. Media, Mediatization and mediatized worlds: A discussion of the basic concepts // Mediatized Worlds. Culture and Society in a Media Age / Ed. by A. Hepp, F. Krotz. Basingtoke: Palgrave, 2014. P. 72–87. DOI: 10.1057/9781137300355_5
Krotz F. The meta-process of ‘mediatization’ as a conceptual frame // Global Media and Communication. 2007. Vol. 3. No. 3. P. 256–260. DOI: 10.1177/17427665070030030103
Livingstone S., Lunt P. Mediatization: an emerging paradigm for media and communication studies // Mediatization of Communication. Handbooks of Communication Science (21) / Ed. by K. Lundby. Berlin: De Gruyter Mouton, 2014. P. 703–724.
Luckmann B. The small life-worlds of modern man // Social Research. 1970. Vol. 37. No. 4. P. 580–596.
Lundby K. Mediatization of communication // Mediatization of Communication / Ed. by K. Lundby. Berlin: De Gruyter Mouton, 2014. P. 3–35.
Lunt P., Livingstone S. Is ‘mediatization’ the new paradigm for our field? A commentary on Deacon and Stanyer (2014, 2015) and Hepp, Hjarvard and Lundby (2015) // Media, Culture & Society. 2016. Vol. 38. No. 3. P. 462–470. DOI: 10.1177/0163443716631288
McLuhan M. Understanding media: The extensions of man. New York: McGraw-Hill, 1964. — 318 p.
McLuhan M., Fiore Q., Agel J. The Medium is the massage: An inventory of effects. New York: Bantam Books, 1967. — 159 p.
Schulz W. Reconstructing mediatization as an analytical concept // European Journal of Communication. 2004. Vol. 19. No. 1. P. 87–101. DOI: 10.1177/0267323104040696
Schutz A. Life forms and meaning structure. London, Boston: Routledge & K. Paul, 1982. — 231 p.
Schutz А., Luckmann T. The structures of the life-world. Vol. 1. Evanston: Northwestern University Press, 1973. — 335 p.
Shibutani T. Reference groups as perspectives // American Journal of Sociology. 1955. Vol. 60. No. 6. P. 562–569. DOI: 10.1086/221630
Slater D. New media, development and globalization: making connections in the global South. Oxford: Polity Press, 2013. — 242 p.
Strauss A. A social world perspective // Studies in Symbolic Interactionism. 1978. Vol. 1. No. 1. P. 119–128.Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
ACM[1]Ним, Е.Г. 2017. Исследуя медиатизацию общества: концепт медиатизированных миров. Социологический журнал. 23, 3 (сен. 2017), 8-25. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.3.5361.РазделТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯВсе права на статью принадлежат авторам. Авторы передают права на использование статьи, в том числе на использование статьи в открытом доступе, издателю журнала на условиях неисключительной лицензии (Авторское соглашение (публичная оферта))
Принятием условий этого договора автором считается передача им материалов в редакцию через официальный сайт журнала ("Отправить рукопись") или через электронную почту редакции.