Исследуя медиатизацию общества: концепт медиатизированных миров

  • Евгения Генриевна Ним Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" nimeg@mail.ru
    Elibrary Author_id 396677
Выражение признательности
В данной работе использованы результаты проекта «Медиатизация социальных институтовсообществ и повседневной жизни» (ТЗ-46)выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2017 году
Для цитирования
Ним Е. Г. Исследуя медиатизацию общества: концепт медиатизированных миров // Социологический журнал. 2017. Том 23. № 3. С. 8-25. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.3.5361

Аннотация

В статье рассматривается концепт медиатизированных миров, развиваемый в рамках исследований медиатизации общества. Автор приходит к выводу, что так называемая теория медиатизации пока не может претендовать на статус новой парадигмы в media studies, поскольку не обладает достаточной объяснительной силой. Понятие медиатизации скорее маркирует специфическую область изучения взаимосвязей между социокультурными изменениями и изменениями медиатехнологий, чем проясняет сами эти взаимосвязи. Тем не менее у теории медиатизации есть эвристические перспективы, связанные, в частности, с формированием концепции медиатизированных миров. Согласно этому подходу процессы медиатизации культуры и общества следует изучать на уровне отдельных «социальных миров» и / или «малых жизненных миров», артикулированных через медиакоммуникации. Это позволит идентифицировать, описывать и объяснять проявления медиатизации в различных сегментах социальной реальности, опираясь на результаты эмпирических исследований. Предложенная автором типология медиатизированных миров (миры-территории, миры-фигурации и миры- альтернативы) призвана повысить методологическую чувствительность исследований медиатизации. 
Ключевые слова:
медиаисследования, медиатизация общества, медиатизированные миры

Биография автора

Евгения Генриевна Ним, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
кандидат социологических наук, доцент. Факультет коммуникации, медиа и дизайна, Департамент медиа

Литература

Altheide D.L., Snow R.P. Media Logic. Beverly Hills, CA: Sage, 1979. — 256 p.



Ampuja M., Koivisto J., Väliverronen E. Strong and weak forms of mediatization theory. A critical review // Nordicom Review. 2014. Vol. 35. P. 11–123.



Berger P.L., Luckmann T. The social construction of reality: A treatise in the Sociology of Knowledge. London: Penguin, 1967. — 240 p.



Deacon D., Stanyer J. ‘Mediatization and’ or ‘mediatization of’? A response to Hepp, et al. // Media, Culture & Society. 2015. Vol. 37. No. 4. P. 655–657. DOI: 10.1177/0163443715580761



Deacon D., Stanyer J. Mediatization: key concept or conceptual bandwagon // Media, Culture & Society. 2014. Vol. 36. No. 7. P. 1032–1044. DOI: 10.1177/0163443714542218



Elias N. What Is Sociology? New York: Columbia University Press, 1978. — 187 p.



Hepp A. The communicative figurations of mediatized worlds: Mediatization research in times of the ‘mediation of everything’ // European Journal of Communication. 2013. Vol. 28. No. 6. P. 615–629. DOI: 10.1177/0267323113501148



Hepp A., Hasebrink U. Human interaction and communicative figurations. The transformation of mediatized cultures and societies // Mediatization of Communication / Ed. by K. Lundby. Berlin: De Gruyter Mouton, 2014. P. 249–271.



Hepp A., Hjarvard S., Lundby K. Mediatization: Theorizing the interplay between media, culture and society // Media, Culture & Society. 2015. Vol. 37. No. 2. P. 314–324. DOI: 10.1177/0163443715573835



Hepp А. Communicative figurations: Researching cultures of mediatization // Media Practice and Everyday Agency in Europe / Ed. by L. Kramp, N. Carpentier, A. Hepp at al. Bremen: Edition Lumière, 2014. P. 88–93.



Hepp А., Krotz F. Mediatized worlds — understanding everyday mediatization // Mediatized Worlds. Culture and Society in a Media Age / Ed. by A. Hepp, F. Krotz. Basingtoke: Palgrave, 2014. P. 1–14.



Hjarvard S. The Mediatization of Culture and Society. London: Routledge 2013. — 173 p.



Hjarvard S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change // Nordicom Review. 2008. Vol. 29. No. 2. P. 105–134. DOI: 10.1515/nor-2017-0181



Krotz F. From a social worlds perspective to the analysis of mediatized worlds // Media Practice and Everyday Agency in Europe / Ed. by L. Kramp, N. Carpentier, A. Hepp, at al. Bremen: Edition Lumière, 2014. P. 83–99.



Krotz F. Media, Mediatization and mediatized worlds: A discussion of the basic concepts // Mediatized Worlds. Culture and Society in a Media Age / Ed. by A. Hepp, F. Krotz. Basingtoke: Palgrave, 2014. P. 72–87. DOI: 10.1057/9781137300355_5



Krotz F. The meta-process of ‘mediatization’ as a conceptual frame // Global Media and Communication. 2007. Vol. 3. No. 3. P. 256–260. DOI: 10.1177/17427665070030030103



Livingstone S., Lunt P. Mediatization: an emerging paradigm for media and communication studies // Mediatization of Communication. Handbooks of Communication Science (21) / Ed. by K. Lundby. Berlin: De Gruyter Mouton, 2014. P. 703–724.



Luckmann B. The small life-worlds of modern man // Social Research. 1970. Vol. 37. No. 4. P. 580–596.



Lundby K. Mediatization of communication // Mediatization of Communication / Ed. by K. Lundby. Berlin: De Gruyter Mouton, 2014. P. 3–35.



Lunt P., Livingstone S. Is ‘mediatization’ the new paradigm for our field? A commentary on Deacon and Stanyer (2014, 2015) and Hepp, Hjarvard and Lundby (2015) // Media, Culture & Society. 2016. Vol. 38. No. 3. P. 462–470. DOI: 10.1177/0163443716631288



McLuhan M. Understanding media: The extensions of man. New York: McGraw-Hill, 1964. — 318 p.



McLuhan M., Fiore Q., Agel J. The Medium is the massage: An inventory of effects. New York: Bantam Books, 1967. — 159 p.



Schulz W. Reconstructing mediatization as an analytical concept // European Journal of Communication. 2004. Vol. 19. No. 1. P. 87–101. DOI: 10.1177/0267323104040696



Schutz A. Life forms and meaning structure. London, Boston: Routledge & K. Paul, 1982. — 231 p.



Schutz А., Luckmann T. The structures of the life-world. Vol. 1. Evanston: Northwestern University Press, 1973. — 335 p.



Shibutani T. Reference groups as perspectives // American Journal of Sociology. 1955. Vol. 60. No. 6. P. 562–569. DOI: 10.1086/221630



Slater D. New media, development and globalization: making connections in the global South. Oxford: Polity Press, 2013. — 242 p.



Strauss A. A social world perspective // Studies in Symbolic Interactionism. 1978. Vol. 1. No. 1. P. 119–128.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Ним, Е.Г. 2017. Исследуя медиатизацию общества: концепт медиатизированных миров. Социологический журнал. 23, 3 (сен. 2017), 8-25. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.3.5361.
Раздел
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ