Образовательная рефлексия религии: к социологической интерпретации

  • Сергей Дмитриевич Лебедев Институт управления Белгородского государственного национального исследовательского университета serg_ka2001-dar@mail.ru
Для цитирования
Лебедев С. Д. Образовательная рефлексия религии: к социологической интерпретации // Социологический журнал. 2014. № 2. С. С. 72-88. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2014.2.496

Аннотация

Статья посвящена теоретическому обоснованию понятия «образовательная рефлексия религии», что представляется важным для социологического осмысления современных отношений между институтами религии и образования. Достижение этой цели предполагает последовательное решение задач: теоретической интерпретации функции образовательной рефлексии, её конкретизации применительно к изучению религии в современной российской школе, концептуального объяснения проблемной зоны и предварительного моделирования социологического модуля сопровождения образовательного процесса. Для этого применяются общенаучные методы анализа, синтеза, типологизации и сравнения.Образовательная рефлексия может быть определена и описана как комплекс функционально специализированных мыслительных интенций субъектов образовательного процесса, направленных на его регулирование. Условием успешности такого регулирования выступает согласованность позиций стратегических, тактических и целевых субъектов образования, типологизируемых в соответствии с их функциями в образовательной коммуникации. При изучении религии в современной российской школе актуализируется комплекс латентных противоречий между культурами светского и религиозного типов, что ставит под вопрос достижение позитивного образовательного эффекта. Проблемная ситуация концентрируется в легитимированных в последние годы практиках конфессионально ориентированного образования на средней ступени. Последнее обусловлено, помимо межкультурных противоречий, ценностноориентирующим характером соответствующих учебных дисциплин и возрастными особенностями учащихся. Предупреждение и текущее регулирование соответствующих проблем представляется осуществимым при подключении к образовательному процессу социологического модуля обратной связи между стратегическими и тактическими субъектами образования, с одной стороны, и целевым субъектом — с другой.
Ключевые слова:
конфессионально ориентированное образование, образовательная коммуникация, образовательное знание, религия, рефлексия, социальные субъекты образования, социология

Биография автора

Сергей Дмитриевич Лебедев, Институт управления Белгородского государственного национального исследовательского университета
профессор кафедры социологии и организации работы с молодежью; кандидат социологических наук

Литература

Бабинцев В.П., Морозова Т.И., Реутов Е.В. Самоорганизация российской молодежи: препятствия и механизмы. Белгород: КОНСТАНТА, 2009. — 238 с.



Белова Т.П. Религия как институт гражданского общества. Иваново, 2012. — 108 с.



Гидденс Э. Последствия современности. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. — 352 с.



Голицын Г.А., Петров В.М. Социальная и культурная динамика: долго-временные тенденции (информационный подход). М.: КомКнига, 2005. — 272 с.



Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Неклассическая социология образования начала XXI века. Барнаул: АРНЦ СО РАО, 2000. — 159 с.



Зборовский Г.Е. Образовательное знание как проблема социологии // Социологические исследования. 2012. № 2. С. 12–20.



Зборовский Г.Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия // Социологические исследования. 1997. № 2. С. 3–17.



Крупкин П.Л. Россия и современность: проблемы совмещения. М.: Нау-ка; Флинта. 2010. — 586 с.



Кусжанова А.Ж. Социальный субъект образования // CREDO new. 2002. 1 [электронный ресурс]. Дата обращения 09.03.2014. URL: .



Лебедев С.Д. Конфессионально ориентированные практики в российском образовании как социально-политический консенсус // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2012. № 4 (9). С. 120–126.



Лебедев С.Д. Парадоксы религиозности в мире Позднего Модерна // Социологические исследования. 2010. № 12. С. 81–91.



Лебедев С.Д., Бахарев В.В. Религиозная культура в светском образовании (региональный аспект) // Научные ведомости БелГУ. Философия. Социология. Право. 2009. № 1. С. 117–126.



Лопаткин Р.А. Конфессиональное пространство России: глазами социолога // Религия и право. 2001. № 4. С. 10–14.



Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета-2000, 2004. — 384 с.



Нечаев В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 199 с.



Писманик М.Г. Проблемы преподавания религиоведения // Религия в изменяющейся России. Материалы II Российской научно-практической конференции (11–12 мая 2004 г.): В. 2-х т. / Под ред. В.А. Кайдалова, М.Г. Писманика. Пермь: Изд-во ПГТУ, 2004.



Религия в самосознании народа: религиозный фактор в идентификационных процессах / Отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Институт социологии РАН, 2008. — 415 с.



Смирнова Н. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы // Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 127–137.



Тощенко Ж.Т. Мина замедленного действия // Философские науки. 2010. № 8. С. 10–18.



Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? М.: Изд-во «Весь мир», 2002. — 144 с.



Шаронова С.А. Социология образования: Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. — 380 с.



Шубкин В.Н. Социология и общество: научное познание и этика науки. М.: ЦСПиМ, 2010. — 424 с.



Эльконин Б.Д., Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Подростковый этап школьного образования в системе Эльконина – Давыдова // Вопросы образования. 2004. № 3. С. 118–142.



Giddens A. The construction of society: Outline of the theory of structuration. Berceley & Los Angeles, 1984. XXXVII. — 402 p.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Лебедев, С.Д. 2014. Образовательная рефлексия религии: к социологической интерпретации. Социологический журнал. 2 (фев. 2014), С. 72-88. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2014.2.496.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ