Качество ответов школьников на вопросы о социально-экономическом положении семьи

  • Татьяна Евгеньевна Хавенсон НИУ ВШЭ tkhavenson@hse.ru
Для цитирования
Хавенсон Т. Е. Качество ответов школьников на вопросы о социально-экономическом положении семьи // Социологический журнал. 2016. Том 22. № 4. С. 74-89. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2016.22.4.4808

Аннотация

В статье рассматривается проблема качества ответов, которые дают дети школьного возраста в процессе анкетного опроса. Представлены результаты систематического обзора исследований, посвященных социально-экономическому положению семьи. Под качеством ответов понимается способность детей правильно указывать образование и профессию родителей и количество пропусков ответов. Основное внимание уделяется оценке уровня образования, профессии или формы занятости родителей. Исследуется роль следующих характеристик респондентов: возраст, успеваемость, состав семьи. Обзор строится на 16 исследованиях, проведенных в период с 1990 по 2015 год. Полученные результаты позволяют заключить, что дети старшего школьного возраста в целом осведомлены об уровне образования и профессии родителей. Ответы респондентов в принципе могут быть использованы в качестве базового источника информации. Вместе с тем необходимо осмотрительно в методическом отношении подходить к суждениям школьников.
Ключевые слова:
достоверность ответов, школьники среднего и старшего возраста, измерение социально-экономического положения членов семьи

Биография автора

Татьяна Евгеньевна Хавенсон, НИУ ВШЭ
научный сотрудник, международная лаборатория анализа образовательной политики, институт образования; старший преподаватель, кафедра методов сбора и анализа социологической информации, факультет социальных наук

Литература

Астафьев Я., Шубкин В. Социология образования // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М.: ИС РАН, 1998. С. 240–255.



Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60–74.



Коулман Д. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. Т. 3. С. 121–139.



Adams R., Wu M. PISA 2000 Technical report. Paris: OECD Publishing, 2002. — 322 p.



Brese M.F., Mirazchiyski M.P. Measuring students’ family background in large-scale education studies // Paper presented at the Fourth IEA International Research Conference. Gothenburg, Sweden: IEA, 2010. — 28 p.



Buchmann C. Measuring family background in international studies of education: Conceptual issues and methodological challenges // Methodological advances in cross-national surveys of educational achievement / Ed. by A. Porter, A. Gamoran. Washington, DC: National Academies Press, 2002. P. 150–197.



Coleman J. Equality of Educational Opportunity. Washington, DC: NCES, 1966.



Engzell P., Jonsson J.O. Estimating social and ethnic inequality in school surveys: Biases from child misreporting and parent nonresponse // European Sociological Review. 2015. Vol. 31. No. 3. P. 312–325. DOI: 10.1093/esr/jcv005



Ensminger M.E., et al.The validity of measures of socioeconomic status of adolescents // Journal of Adolescent Research. 2000. Vol. 15. No. 3. P. 392–419. DOI: 10.1177/0743558400153005



Entwisle D.R., Astone N.M. Some practical guidelines for measuring youth’s race/ethnicity and socioeconomic status // Child Development. 1994. Vol. 65. No. 6. P. 1521–1540. DOI: 10.2307/1131278



Husen T. International project for the evaluation of educational achievement. International study of achievement in mathematics: A comparison of twelve countries. Stockholm: Almqvist &Wiksell, 1967. — 304 p.



Jerrim J., Micklewright J. Socio-economic gradients in children’s cognitive skills: Are cross-country comparisons robust to who reports family background? // European Sociological Review. 2014. Vol. 30. No. 6. P. 766–781. DOI: 10.1093/esr/jcu072



John N.S. The validity of children’s reports of their parents’ educational level: A methodological note // Sociology of Education. 1970. Vol. 43. No. 3. P. 255–269. DOI: 10.2307/2112066



Kaufman P., Rasinski K.A. Chapter 3. Consistency and Correspondence Between Student and Parent Responses // Quality of the Responses of Eighth-grade Students in NELS: 88. Washington, DC: National Center for Education Statistics, 1991. P. 12–27.



Kayser B.D., Summers G.F. The adequacy of student reports of parental SES characteristics // Sociological Methods & Research. 1973. Vol. 1. No. 3. P. 303–315. DOI: 10.1177/004912417300100302



Kerckhoff A.C., Mason W.M., Poss S.S. On the accuracy of children’s reports of family social status // Sociology of Education. 1973. Vol. 46. No. 2. P. 219–247. DOI: 10.2307/2112098



Kreuter F., Eckman S., Maaz K., & Watermann R. Children’s reports of parents’ education level: Does it matter whom you ask and what you ask about? // Survey Research Methods. 2010. Vol. 4. No. 3. P. 127–138.



Leeuw J. Improving data quality when surveying children and adolescents: Cognitive and social development and its role in questionnaire construction and pretesting. Report prepared for the Annual Meeting of the Academy of Finland: Research programs Public health challenges and health and welfare of children and young people. May 10–12, Naantali, Finland, 2011 [online]. Accessed 21.10.2016. URL:



Lien N., Friestad C., Klepp K.I. Adolescents’ proxy reports of parents’ socioeconomic status: How valid are they? // Journal of Epidemiology and Community Health. 2001. Vol. 55. No. 10. P. 731–737. DOI: 10.1136/jech.55.10.731



Looker E.D. Accuracy of proxy reports of parental status characteristics // Sociology of Education. 1989. Vol. 62. No. 4. P. 257–276. DOI: 10.2307/2112830



Petticrew M., Roberts H. Systematic reviews in the social sciences: A practical guide. Malden, MA Oxford: Blackwell Publ., 2006. — 336 p. DOI: 10.1002/9780470754887



Pueyo M.-J., Serra-Sutton V., Alonso J., Starfield B., Rajmil L. Self-reported social class in adolescents: Validity and relationship with gradients in self-reported health // BMC Health Services Research. 2007. Vol. 7. No. 151 [online]. Accessed: 10.12.2016. URL: .



Schulz W. Measuring the socio-economic background of students and its effect on achievement in PISA 2000 and PISA 2003 // Annual Meetings of the American Educational Research Association (AERA). 2006 [online]. Accessed: 10.12.2016. URL: .



Sewell W.H., Haller A.O., Portes A. The Educational and Early Occupational Attainment Process // American Sociological Review. 1969. No. 1 (34). P. 82–92.



Sirin S.R. Socioeconomic status and academic achievement: A meta-analytic review of research // Review of Educational Research. 2005. Vol. 75. No. 3. P. 417–453. DOI: 10.3102/00346543075003417



Vereecken C., Vandegehuchte A. Measurement of parental occupation: Agreement between parents and their children // Archives of Public Health. 2003. Vol. 61. P. 141–149.



West P., Sweeting H., Speed E. We really do know what you do: A comparison of reports from 11 year olds and their parents in respect of parental economic activity and occupation // Sociology. 2001. Vol. 35. No. 2. P. 539–559. DOI: 10.1177/S0038038501000268



White K.R. The relation between socioeconomic status and academic achievement // Psychological Bulletin. 1982. Vol. 91. No. 3. P. 461–481. DOI: 10.1037/0033-2909.91.3.461



White S.B., et al. Socioeconomic status and achievement revisited // Urban Education. 1993. Vol. 28. No. 3. P. 328–343. DOI: 10.1177/0042085993028003007



Youngblood R.L. Student-parent agreement on socioeconomic indicators: A research note from Manila // Public Opinion Quarterly. 1977. P. 396–399. DOI: 10.1086/268397
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Хавенсон, Т.Е. 2016. Качество ответов школьников на вопросы о социально-экономическом положении семьи. Социологический журнал. 22, 4 (дек. 2016), 74-89. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2016.22.4.4808.
Раздел
МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ