Как быстро, эффективно и безопасно сфабриковать телефонный опрос

  • Дмитрий Михайлович Рогозин Центр методологии федеративных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ d.rogozin@list.ru
  • Анна Алексеевна Ипатова МГУ им. М.В. Ломоносова ipatova_anna@mail.ru
Для цитирования
Рогозин Д. М., Ипатова А. А. Как быстро, эффективно и безопасно сфабриковать телефонный опрос // Социологический журнал. 2012. № 2. С. С. 80-97.

Аннотация

На материалах телефонного опроса, проведённого Центром методологии федеративных исследований РАНХиГС и Всероссийским центром изучения общественного мнения в декабре 2011 года, анализируются коммуникативные стратегии интервьюеров с низкой эффективностью. Особое внимание уделяется следующим особенностям речевого поведения: повторы, речевая избыточность, актуализация и формы вежливости. На основании различных типов взаимодействия интервьюера и респондента выделены и проанализированы основные типы коммуникативных смещений в интервью: нефокусированность, доминирование, формализация.
Ключевые слова:
актуализация, вежливое поведение, вопрос-ответная коммуникация, доминирование в общении, коммуникативные стратегии, типы коммуникативных смещений, массовый опрос, речевая избыточность, сбои коммуникации, стандартизированное интервью, телефонное интервью

Биографии авторов

Дмитрий Михайлович Рогозин, Центр методологии федеративных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
директор, кандидат социологических наук
Анна Алексеевна Ипатова, МГУ им. М.В. Ломоносова
преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и религиоведения, кандидат культурологии

Литература

Bradburn N.M., Sudman S., Blair E., Stocking C. Question threat and re-sponse bias // Public Opinion Quarterly. 1978. Vol. 42. No. 2. P. 221–234.



Durrant G.B., Groves R.M., Staetsky L., Steele F. Effects of interviewer atti-tudes and behaviors on refusal in household surveys // Public Opinion Quar-terly. 2010. Vol. 74. No. 1. P. 1–36.



Fina A. de, Perrina S. Introduction: Interviews vs “natural” contexts: A false dilemma // Language in Society. 2011. Vol. 40. No. 1. P. 1–11.



Grice H.P. Logic and conversation // Syntax and semantics. Vol. 3: Speech acts / Ed. by P. Cole, J.L. Morgan. New York: Academic Press, 1975. P. 41–58.



Krosnick J.A. Survey research // Annual Review of Psychology. 1999. Vol. 50. P. 537–567.



Leech G. Principles of pragmatics. London: Longman, 1983.



O’Muicheartaigh C., Campanelli P. A multilevel exploration of the role of interviewers in survey non-response // Journal of the Royal Statistical Society. 1999. Vol. 162. No. 3. P. 437–446.



Stinchcombe A.L. [Rev.] Method and meaning in polls and surveys, by How-ard Schuman. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2008 // Contemporary Sociology. 2009. Vol. 38. No. 4. P. 372–373.



Голанова Е.И. Устный публичный диалог: жанр интервью // Русский язык конца столетия (1985–1995) / Отв. ред. Е.А. Земская. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 427–452.



Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. М.: ЮНИТИ, 1997.



Звоновский В.Б. Исследование вопросов о «материальном положении» // Социология: методология, методы, математические модели. 2009. № 28. С. 45–65.



Мягков А.Ю. Вопросные методики стимулирования искренних ответов в социологическом опросе // Социология: методология, методы, математические модели. 2002. № 15. С. 53–70.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Рогозин, Д.М. и Ипатова, А.А. 2012. Как быстро, эффективно и безопасно сфабриковать телефонный опрос. Социологический журнал. 2 (янв. 2012), С. 80-97.
Раздел
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ