Образовательные и профессиональные траектории молодежи: исследовательские концепты

  • Галина Анатольевна Чередниченко Институт социологии РАН galcher50@mail.ru
Выражение признательности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Новые смыслы в образова-тельных стратегиях молодежи»№ 13-03-00028а
Для цитирования
Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории молодежи: исследовательские концепты // Социологический журнал. 2013. № 3. С. С. 53-74. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2013.3.420

Аннотация

На базе работ западных и российских социологов рассматриваются теоретические представления и концепты, позволяющие адекватным образом исследовать переходы молодежи от позиций в школьной системе к профессиональным статусам взрослого человека. Концепты, описывающие лонгитюдное присутствие молодежи в образовательной и профессиональной системах, рассмотрены с точки зрения биографического подхода, изучения жизненных путей, исследования образовательных и профессиональных траекторий. Освещено развитие концепций и их интерпретация в исследованиях современных авторов
Ключевые слова:
концепты, образовательные и профессиональные траектории, жизненные пути, образовательные и профессиональные карьеры, переход от образования к труду, биографический подход

Биография автора

Галина Анатольевна Чередниченко, Институт социологии РАН
Отдела социологии образования, ведущий научный сотрудик

Литература

Авраамова Е.М. Поведение выпускников российских вузов 1993–2004 гг. на современном рынке труда // SPERO. Социальная политика: экспертизы, рекомендации, обзоры. 2007. № 7 [электронный ресурс]. Дата обращения 17.08.2013. URL: .



Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 37–46.



Биографический метод: история, методология, практика / Под ред. Е.Ю. Мещеркиной и В.В. Семеновой. М.: ИС РАН, 1994.



Волкова Н.В. Типология карьерных стратегий молодых экономистов // Социологические исследования. 2006. № 1. С. 142–147.



Где работают и сколько зарабатывают выпускники ГУ–ВШЭ 2007 года? Официальный сайт Управления по развитию карьеры и взаимодействию с выпускниками ГУ–ВШЭ [электронный ресурс]. Дата обращения 17.08.2013. URL: .



Гончарова Н.Л. «Игры» для мальчиков (гендерные аспекты реализации карьерных притязаний) // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 83–91.



Жизненный путь одного поколения / Отв. ред. М.Х. Титма. Таллин: Эсти Раамат, 1983.



Жизненные пути одного поколения / Под ред. М. Титмы, Л. Коклягиной, В. Семеновой. М.: Наука, 1992.



Иванченко Г.В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора // Мир России. 2005. № 2. С. 97–125.



Исследование образовательных и трудовых траекторий школьников и студентов // НИУ ВШЭ. Исследовательские проекты [электронный ресурс]. Дата обращения 15.06.2013.URL: .



Когда наступает время выбора (устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / Отв. ред. Г.А. Чередниченко. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.



Констнантиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпре-тации. 2-е изд. М.: ЦСП и М, 2013.



Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Хохлушкина Ф.А. Жизненные траектории молодежи: «10 лет спустя». Социологическое исследование [электронный ресурс]. М.: ИС РАН, 2010 [1 CD ROM].



Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Хохлушкина Ф.А. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998–2008 годы. М.: ЦСП и М, 2011.



Кузьмина Ю., Попов Д., Тюменева Ю. Кто поступает в вузы Москвы? Типологизация первокурсников через двухшаговый кластерный анализ. (На материалах Мониторинга образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов) [электронный ресурс]. Дата обращения 14.05.2013. URL:.



Мещеркина Е.Ю. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 61–67.



Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов // НИУ ВШЭ. Исследовательские проекты [электронный ресурс]. Дата обращения 15.06.2013. URL: .



Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов // НИУ ВШЭ. Исследовательские проекты [электронный ресурс]. Дата обращения 15.06.2013. URL: .



Начало пути: поколение со средним образованием / По ред. М. Титмы, Л. Коклягиной. М.: Наука, 1989.



Попов Д.С., Тюменева Ю.А., Кузьмина Ю.В. Индивидуально-психологические предикторы в лонгитюдных исследованиях образовательных и профессиональных карьер // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 30–53.



Рождественская Е.Ю. Биографический метод в социологии. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012.



Семенова В.В. Социальный портрет поколения // Россия реформирую-щаяся // Под ред. Л.М. Дробижевой. М.: Academia, 2002. С 184–212.



Семенова В.В. Современные концептуальные и эмпирические подходы к понятию «поколение» // Россия реформирующаяся: Ежегодник – 2003 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: ИС РАН, 2003. С. 213–237.



Семенова В.В. Возраст как социальный ресурс: возможные источники социального неравенства // Россия реформирующаяся: Ежегодник – 2004 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: ИС РАН, 2004. С. 154–170.



Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую со-циологию: Учебное пособие для студентов вузов / ИС РАН. М.: Добро-свет, 1998.



Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР). М.: Мысль, 1975.



Трудящаяся молодежь: ориентации и жизненные пути (Опыт сравни-тельного международного социологического исследования) / Под общ. ред. Ф. Гажо и В. Шубкина. Будапешт: ИОН ЦК ВСРП, 1980.



Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению: социальная подвижность. М.: Мысль, 1989.



Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социоло-гические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). М.: Мысль, 1985.



Шубкин В.Н. Социологические опыты (методологические вопросы со-циальных исследований). М.: Мысль, 1970.



Шубкин В.Н. Начало пути. М.: Молодая гвардия, 1979.



Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С., Галицкий Е.Б. Результаты и проблемы подготовки современного специалиста сквозь призму карьерного роста выпускников-менеджеров // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 133–152.



Becker H.S. Sociological work: Method and substance. Chicago: Aldine Pub-lishing Company, 1970.



Becker H. Outsiders. Etudes de sociologie de la déviance. Paris: Métailié, 1985.



Bertaux D. L’approche biographique, sa validité, ses potentialités // Cahiers internationaux de sociologie. 1980. No. 69/2. Р. 198–225.



Bertaux D. L’enquête et ses méthodes: Le récit de vie. Paris: A. Colin, 2005.



Bessin M. Parcours de vie et temporalités biographiques: quelques éléments de problématique // Informations sociales. 2009. No. 156. P. 12–21.



Bloomer M., Hodkinson P. Learning careers: Continuity and change in young people’s dispositions to learning // British Educational Research Journal. 2000. No. 26 (5). Р. 583–597.



Boltanski L., Chiapello E. Le nouvel ésprit du capitalisme. Paris: Gallimard, 1999.



Bourdieu P. La distinction. Critique social du jugement. Paris: Minuit, 1979.



Bourdieu P. L’illusion biographique // Actes de la Recherche en Sciences Sociales. 1986. No. 62–63. Juin, 1986. P. 69–72.



Bühlmann F. The corrosion of career? Occupational trajectories of engineers and business economists in Switzerland. Lausanne: University of Lausanne, 2008.



Cam P. La diversité des parcours: Les étudiants à la croisée des chemins // Les étudiants en France. Histoire et sociologie d'une nouvelle jeunesse. Rennes: Presses Universitaires de Rennes, 2009. Р. 307–330.



Crockett L.J. Agency in the life course: Concepts and processes // Agency, motivation, and the life course. Lincoln: University of Nebraska Press, 2002. P. 1–29.



Crossan B., Field J., Gallacher J., Merrill B. Understanding participation in learning for non-traditional adult learners: Learning careers and the construc-tion of learning identities // British Journal of Sociology of Education. 2003. No. (24) 1. Р. 55–67.



Elder G.H. Children of the Great Depression: Social change in life experience. Chicago: University of Chicago Press, 1974.



Elder G.H. The life course and human development // Handbook of child psychology. Vol. 1. Theoretical models of human development. New York: Wiley, 1998. P. 939–991.



Elder G.H. The life course // The encyclopedia of sociology. Rev. ed. New York: MacMillan, 2000.



Galland O. L’entrée dans la vie adulte en France. Bilan et perspectives sociologiques // Sociologie et Sociétées. 1996. Vol. 28. No. 1. Р. 37–46.



Galland O. Sociologie de la jeunesse. 4e édition. Paris: Armand Colin, 2007.



Glaser B., Strauss A. Status passage. Chicago: Aldine, 1971.



Giele J.Z., Elder G.H. Methods of life course research: Qualitative and quan-titative approaches. New York: Sage Publications, 1998.



Gorard S., Rees G., Fevre R., Furlong J. Life time learning trajectories: Close encounters of five kinds (working paper No. 7). Patterns of participation in adult education and training. Lancaster: Economic and Social Research Council (ESRC). 1997. No. 44.



Gorard S., Rees G., Fevre R. Learning trajectories: Analysing the determi-nants of workplace learning. ERSC seminar series: Working to learn (seminar one “Can the learning age deliver? Barriers to access and progression in lifelong learning”. Surrey, England. 1999. No. 19.



Guillemard A.-M. L'âge de l'emploi. Les sociétés face à l'épreuve du vieillissement. Paris: Armand Colin, 2003.



Hughes E. Institutional office and the person // American Journal of Sociolo-gy. 1937. No. 43 (3).



Hughes E.C. Le regard sociologique. Essais choisis // Textes rassemblés et présentés par J.M. Chapoulie. Paris: EHESS, 1996.



Kohli M. The world we forgot: A historical review of the life course // Later life. The social psychology of aging / Ed. by V.W. Marshall. London: Sage, 1986. Р. 271–303. [Перевод на английский с оригинала: Die Institutionalisierung des Lebenslaufs // Kölner Zeitschrift für Soziologie and Sozialpsychologie. 1985. Vol. 37. Nr. 1. S. 1–29.]



Lenel P. Parcours de vie: Constats et analyses sociologiques. France: Conseil d'orientation des retraités. Paris, 2003.



Lesley A., Krahn H. Youth pathways in articulated postsecondary systems // Enrolment and Completion Patterns of Urban Young Women and Men. 1999. Vol. 29. No. 1. P. 47–82.



Levy R., Joye D., Guye O., Kaufmann V. Tous égaux? De la stratification aux représentations. Zürich: Seismo, 1997.



Longitudinal study of young people in England (LSYPE) [online]. Date of access 15.06.2013. URL: .



Massot A. Cheminements scolaires de secondaire V à l'université // Revue canadienne de l’éducation. 1979. Vol. 4. No. 3. P. 22–41.



Mayer K.U., Schopflin U. The state and the life course // Annual Review of Sociology. 1989. No. 15. P. 187–209.



Monchatre S. Dès carrières aux parcours …en passant par la competence // Sociologie du travail. 2007. No. 49. P. 514–530.



National education longitudinal study (NELS) [online]. Date of access 15.06.2013. URL: .



Passeron J.-C. Biographies, flux, itinéraires, trajectoires // Revue Française de Sociologie. 1990. No. 31 (1). P. 3–22.



Pollien A. Faire une pause ou bifurquer? Essai d'une typologie des trajectoires de formation // Education et Sociétés. 2010. No. 26/2. P. 123–143.



Sapin M., Spini D., Widmer E. Le parcours de vie: Des trajectoires en interac-tion // Les parcours de vie: De l'adolescence au grand âge. Lausanne: Uniscience faculté des science socials, UNIL, 2007.



Shanahan M.J. Pathway to adulthood in changing societies: Variability and mechanisms in life course perspective // Annual Review of Sociology. 2000. No. 26. P. 667–692.



Spilerman S. Careers, labor market structure, and socioeconomic achieve-ment // American Journal of Sociology. 1977. No. 83 (3). Р. 551–593.



Strauss A. Professions, work, and careers. San Francisco: Sociology Press. 1971.



Sylvain L., Laforceet L., Trottier C. avec la collaboration de Massotet A., Georgeault P. Les cheminements scolaires des francophones, des anglophones et des allophones du Québec au cours des années 1970. Québec: Conseil de la langue Française, 1985.



Treanon J-R. Le concept de “carriere” // Revue Francais de Sociologie. 1960. No. 1. P. 73–80.



Youth cohort study (YCS) [online]. Date of access 15.06.2013. URL: .



Zimmermann B. Ce que travailler veut dire, une sociologie des capacités et des parcours professionnels. Paris: Economica, 2011.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Чередниченко, Г.А. 2013. Образовательные и профессиональные траектории молодежи: исследовательские концепты. Социологический журнал. 3 (янв. 2013), С. 53-74. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2013.3.420.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ