«Услуга». Cемантика концепта и логика российских реформ

  • Ирина Анатольевна Шмерлина Институт социологии РАН Shmerlina@yandex.ru
Выражение признательности
Статья выполнена на базе исследовательского проекта Центра методо-логии федеративных исследований РАНХиГС «Предложения по совер-шенствованию критериев оценки эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти» (2012).
Для цитирования
Шмерлина И. А. «Услуга». Cемантика концепта и логика российских реформ // Социологический журнал. 2013. № 2. С. С. 111-124. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2013.2.386

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению семантических и содержательных аспектов российских реформ в сфере государственных и муниципальных услуг населению. Показано, что понятие «государственная / муниципальная услуга» имеет два принципиально разных прочтения, каждое из которых отсылает к соответствующему федеральному закону. Один из них регулирует взаимодействия между государственными / муниципальными органами и гражданами, второй определяет порядок финансирования учреждений социальной сферы. В обоих случаях смысл реформ довольно точно отвечает семантике концепта «услуга». Однако если в первом случае использование данного концепта представляется адекватным, то во втором его значение вступает в резкий и опасный диссонанс с социокультурными ценностями, регулирующими деятельность российских институтов образования, медицины, науки, культуры. Утверждается, что эти ценности описываются скорее концептом «служение», нежели «услуга».
Ключевые слова:
услуга, государственные и муниципальные услуги, федеральный закон, «сервисно ориентированное» государство, административная реформа, бюджетная реформа, казенное, бюджетное и автономное учреждение, служение

Биография автора

Ирина Анатольевна Шмерлина, Институт социологии РАН
Центр методологии федеративных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

Литература

Бабун Р.В. Муниципальные услуги в системе муниципального управле-ния // Местное право. 2010. № 6. С. 3–10 [электронный ресурс]. Дата обращения 15.05.2012. URL: .



Вавилова А.А. Сравнительная характеристика казенного, бюджетного и автономного учреждений // Справочник руководителя образова-тельного учреждения. 2010. № 9 [электронный ресурс]. Дата обращения 22.06.2012. URL: .



Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. СПб., 1863–1866 [электронный ресурс]. Дата обращения 20.07.2012. URL: .



Закон № 83-ФЗ дает возможность работать эффективнее [электронный ресурс]. Дата обращения 15.06.2012.



URL: .



Мотовилова А. Юрий Крупнов: Закон о бюджетных учреждениях пре-следует чуждые образованию цели. 2010 [электронный ресурс]. Дата обращения: 12.06.2012. URL: .



Толковый словарь Ожегова онлайн [электронный ресурс]. Дата обращения 20.07.2012. URL: .



Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. Вып. 1. М., 1960. С. 135–168 [электронный ресурс]. Дата обращения 13.02.2012. URL: .



Чебанов С.В. Миссия и служение // Холизм и здоровье. 2009. № 1 [электронный ресурс]. Дата обращения 16.08.2012.



URL: .
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Шмерлина, И.А. 2013. «Услуга». Cемантика концепта и логика российских реформ. Социологический журнал. 2 (янв. 2013), С. 111-124. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2013.2.386.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКА