Реальность искусства: коммуникация и создание знания

  • Никита Викторович Басов Центр изучения Германии и Европы (СПбГУ – Университет Билефельда) n.basov@spbu.ru
  • Александр Евгеньевич Ненько Центр изучения Германии и Европы (СПбГУ – Университет Билефельда) al.nenko@gmail.com
  • Анисья Михайловна Хохлова Санкт-Петербургский государственный университет anisya_khokhlova@mail.ru
Выражение признательности
Поддержка СПб ГУпроект 10.23.476.2011 Центр изучения Германии и Европы (СПбГУУ-т Билефельда и DAAD)РГНФпроект 15-03-00722грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МК-3850.2014.6)
Для цитирования
Басов Н. В., Ненько А. Е., Хохлова А. М. Реальность искусства: коммуникация и создание знания // Социологический журнал. 2015. Том 21. № 4. С. С. 8-33. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2015.21.4.3064

Аннотация

В статье предлагается теоретико-методологическая рамка анализа искусства как реальности, в которой конструируется знание. В частности, обосновывается возможность говорить о таком типе знания как об устойчивых, коллективно разделяемых смысловых структурах. Демонстрируется, что механизмы конструирования знания в искусстве являются коммуникативными по своей природе и характеризуются динамичностью и неоднородностью. Доказывается, что возникающее знание должно рассматриваться не столько как проекция социальных отношений и конвенций, сколько как самостоятельные смысловые структуры, которые формируются в процессе социальной интеракции участников, делающей возможным сопряжение индивидуальных смысловых структур. Художественные произведения предлагается рассматривать в качестве поводов, посредников и продуктов коммуникации, порождающих интеллектуальные и эмоциональные резонансы между творцами и публиками и выступающих таким образом катализаторами и референтами процесса создания коллективно разделяемых смысловых структур. Описывается амбивалентность границ между реальностью искусства и реальностью повседневности, которые, с одной стороны, подвижны и проницаемы, а с другой — предполагают символическое и коммуникативное дистанцирование, что позволяет искусству сохранять автономию собственных структур знания и характерных коммуникативных паттернов, одновременно экспансивно вовлекая все новых участников в свою реальность.
Ключевые слова:
интеракция, смысл, структура, сеть, объект, реальность искусства, реальность повседневности

Биографии авторов

Никита Викторович Басов, Центр изучения Германии и Европы (СПбГУ – Университет Билефельда)
кандидат социологических наук, научный руководитель
Александр Евгеньевич Ненько, Центр изучения Германии и Европы (СПбГУ – Университет Билефельда)
кандидат социологических наук, научный сотрудник
Анисья Михайловна Хохлова, Санкт-Петербургский государственный университет
кандидат социологических наук, доцент, факультет социологии

Литература

Адорно Т. Эстетическая теория / Пер. с нем. А.В. Дранова. М.: Республика, 2001. — 526 c.



Барт Р. Семантика вещи // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. М.: Изд-во им.Сабашниковых, 2003. С. 416–426.



Басов Н.В., Василькова В.В. Семантические сети социологического знания // Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. № 17(1). C. 112–138.



Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995. — 323 c.



Бурдье П. Исторический генезис чистой эстетики. Эссенциалистский анализ и иллюзия абсолютного / Пер. с фр. Ю.В. Марковой // Новое литературное обозрение. 2003. № 60. С. 17–29.



Бурдье П. Рынок символической продукции / Пер. с фр. Е.Д. Вознесенской // Вопросы социологии. 1993. № 1/2. С. 49–62.



Серто М. де Призраки в городе // Неприкосновенный запас. 2010. № 2(70). С. 108–121.



Alexander J. The meanings of social life: A cultural sociology. New York: Oxford University Press, 2003. — 296 p.



Babon K.M. Composition, coherence, and attachment: The critical role of context in reception // Poetics. 2006. No. 34(3). P. 151–179.



Becker H. Art worlds. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1982. — 392 p.



Berger J. Ways of seeing. London: Penguin, 1972. — 166 p.



Bloor D. Science and social imagery. Chicago: University of Chicago Press, 1976. — 211 p.



Bourdieu P. Distinction: A social critique of the judgment of taste. London, New York: Routledge and Kegan Paul, 1986. — 640 p.



Bourriaud N. Relational aesthetics. Dijon, Quetigny: Les Presses du Reel, 2002. — 125 p.



Burnett R. How images think. Cambridge: The MIT Press, 2004. — 272 p.



Carley K. Extracting culture through textual analysis // Poetics. 1994. No. 22. P. 291–312.



Chiari J. Art and knowledge. London: Elek, 1977. — 132 p.



Collingwood R.G. The principles of art. Oxford: Oxford University Press, 1963. — 347 p.



Crane D. The transformation of the avant-garde: The New York art world, 1940–1985. Chicago: University of Chicago Press, 1989. — 204 p.



Certeau M. de The practice of everyday life. Berkeley: University of California Press, 1984. — 256 p.



Nooy W. de Stories, scripts, roles, and networks // Structure and Dynamics: EJournal of Anthropological and Related Sciences. 2006. Vol. 1 No. 2 [online]. Accessed 30.11.2015. URL: .



Domínguez R.F., Silva E. Materials in the field: Object-trajectories and object-positions in the field of contemporary art // Cultural Sociology. 2013. Vol. 7(2). P. 161–178.



Finkelpearl T., Acconci V. Dialogues in public art. Cambridge: MIT Press, 2001. — 468 p.



Gablik S. Progress in art. New York: Rizzoli, 1977. — 192 p.



Guilford J.P. Creativity // American Psychologist. 1950. No. 5. P. 444–454.



Hauser A. The sociology of art (Routledge revivals). New York: Routledge, 2012. — 802 p.



Kester G.H. Conversation pieces: Community and communication in modern art. Berkeley: University of California Press, 2004. — 650 p.



Long E. Affluence and after: Themes of success in American bestselling novels, 1945–1975 // Knowledge and Society: Studies in the Sociology of Culture Past and Present. 1982. P. 257–301.



Luhmann N. Art as a social system. Stanford, CA: Stanford University Press, 2000. — 424 p.



Mohr J.W. Measuring meaning structures // Annual Reviews in Sociology. 1998. No. 24(1). P. 345–370.



Monge P.R., Contractor N.S. Theories of communication networks. New York: Oxford University Press, 2003. — 432 p.



Nenko O. Aesthetic emotional experience: From eye irritation to knowledge // Understanding knowledge creation: Intellectuals in academia, the public sphere and the arts/ Ed. by N. Basov, O. Nenko. Amsterdam, New York: Rodopi Press, 2012. P. 163–182.



Parker J.N., Hackett E.J. Hot spots and hot moments in scientific collaborations and social movements // American Sociological Review. 2012. No. 77 (1). P. 21–44.



Rancière J. The politics of aesthetics: The distribution of the sensible. London: Continuum, 2004. — 126 p.



Yeung K.T. What does love mean? Exploring network culture in two network settings // Social Forces. 2005. No. 84(1). P. 391–420.



Zakaitis J. The deep of the modern. Manifesta 9 // Art Agenda. 2012 [online]. Accessed 03.08.2015. URL: .



Zarlenga M.I., Ulldemolins J.R., Morató A.R. Cultural clusters and social interaction dynamics: The case of Barcelona // European Urban and Regional Studies. 2013. P. 1–19.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Басов, Н.В., Ненько, А.Е. и Хохлова, А.М. 2015. Реальность искусства: коммуникация и создание знания. Социологический журнал. 21, 4 (дек. 2015), С. 8-33. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2015.21.4.3064.
Раздел
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ