Ориентации студентов на ценности экономической культуры

  • Елена Львовна Могильчак Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина elenamog@yandex.ru
Для цитирования
Могильчак Е. Л. Ориентации студентов на ценности экономической культуры // Социологический журнал. 2014. Том 20. № 4. С. С. 44-58. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2014.20.4.236

Аннотация

Статья посвящена анализу отношения между базовыми жизненными ценностями и ценностями экономической культуры студентов. Представлены результаты репрезентативного исследования 749 студентов-четверокурсников Екатеринбурга. На основании данных опроса ценности труда и потребления описаны в единой системе с базовыми жизненными ценностями. Подтверждена гипотеза о проецировании жизненных ценностей студентов на сферу социально-экономических отношений. Проведен сравнительный анализ четырех типологических групп респондентов с различными ценностными предпочтениями. Полученные результаты основаны на факторном и кластерном анализе. Было выяснено, что успех входит в один фактор, с одной стороны, с ценностями богатства и власти, с другой — с ценностями труда: ответственностью, самостоятельностью и творчеством в работе. Наибольшую ориентированность на значимость успеха в жизни проявили студенты из двух кластеров, в общей сложности составляющие около двух третей опрошенных. Однако средства достижения успеха в данных группах принципиально различаются.Выявлены противоречия, представляющие источники рисков в жизни студентов с разными ценностными комплексами. Автор приходит к выводу, что основным противоречием в системе ценностей экономической культуры студенчества после завершения учебы будет противоречие между моральными и индивидуалистическими ценностями.
Ключевые слова:
жизненные ценности, успех, экономическая культура, ценности труда, ценности потребления

Биография автора

Елена Львовна Могильчак, Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
кандидат философских наук, доцент кафедры прикладной социологии

Литература

Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей / Под ред. В.Е. Мамота. М. – СПб. – Киев: DiaSoft, 2002. С. 368–397. — 608 с.



Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение. Теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 480 c.



Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. — 448 c.



Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис (Политические исследования). 1997. № 4. С. 6–32.



Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011. — 463 c.



Карандашев В.И. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. — 70 c.



Магун В., Руднев М. Жизненные ценности российского населения: сходства и различия в сравнении с другими странами // Вестник общественного мнения. 2008. № 1 (93). С. 33–58.



Могильчак Е.Л. Экономические ориентации студенчества — их взаимосвязи и методы формирования // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 57–62.



Парсонс Т. Мотивация экономической деятельности / Пер. с англ. В. Чесноковой // Парсонс Т. О структуре социального действия. Изд. 2-е. М.: Академический проект, 2002. С. 329–353.



Щепаньский Я. Элементарные понятия в социологии / Общ. ред. и послесл. А.М. Румянцева; Пер. с пол. М.М. Гуренко. М.: Прогресс, 1969. — 240 c.



DiMaggio P. Culture and economy // The Handbook of economic sociology / Ed. by N. Smelser, R. Svedberg. Prinston: Prinston University Press, 1994. P. 27–57.



Parsons T., Smelser N. Economy and society. A study in the integration of economic and society. London: Routledge& Kegan Paul Ltd. 1956. — 322 c.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Могильчак, Е.Л. 2014. Ориентации студентов на ценности экономической культуры. Социологический журнал. 20, 4 (дек. 2014), С. 44-58. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2014.20.4.236.
Раздел
МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ