Как правильно завершить телефонное интервью

  • Анна Алексеевна Ипатова МГУ им. М.В. Ломоносова ipatova_anna@mail.ru
Для цитирования
Ипатова А. А. Как правильно завершить телефонное интервью // Социологический журнал. 2012. № 4. С. С. 36-61.

Аннотация

В статье предпринята попытка проблематизировать задачу «правильного» окончания интервью. Особое внимание уделено последней минуте разговора, когда происходит прощание интервьюера и респондента. Очевидно, что признаки успешного телефонного интервью — это не только от начала до конца заполненная анкета и регистрационный бланк. Важен тот осадок, который останется после разговора и у респондента (это влияет на его отношение к социологическим опросам в целом), и у интервьюера (от этого напрямую зависит качество его работы). Выделены психологические характеристики, которые должны быть присущи интервьюеру (человеколюбие, воспитанность и проч.). В статье проведен анализ фрагментов окончаний 34 интервью из двух телефонных опросов. Первый проходил в «традиционной» манере, а во втором применялся экспериментальный план: в анкету был добавлен вопрос, понравилось респонденту интервью или нет.
Ключевые слова:
завершение интервью, телефонное интервью, вежливое поведение, эффект интервьюера, методика и техника интервьюирования, ошибки интервьюеров, исследовательская этика, вопрос-ответная коммуникация, поведение интервьюера

Биография автора

Анна Алексеевна Ипатова, МГУ им. М.В. Ломоносова
кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации факультета ино­странных языков и регионоведения, кандидат культурологии, преподаватель

Литература

Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. 2-е изд., пере- раб. и доп. М.: Московский рабочий, 1998.



Белановский С.А. Глубокое интервью. М.: Никколо-Медиа, 2001.



Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М.: Высшая школа, 1989.



Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 1: Социологический опрос / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990.



Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Н.С. Мансурова. М.: Прогресс, 1978.



Садмен С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / Пер. с англ. А.А. Виницкой; Научн. ред. перевода Д.М. Рогозин. М.: Институт Фонда «Обществен¬ное мнение», 2002.



Яковенко Ю.И., Паниотто В.И. Почтовый опрос в социологическом исследовании. Киев: Наукова думка, 1988.



Cannel C.F., Axelrod M. The respondent reports on the interview // American



Journal of Sociology. 1956. Vol. 62. No. 2. P. 177-181.



Dillman D.A. Mail and telephone surveys: The total design method. New York: A Wiley-Interscience Publication, 1978.



Dillman D.A., Gallegos J.G., Frey J.H. Reducing refusal rates for telephone



interviews // The Public Opinion Quarterly. 1976. Vol. 40. No. 1. P. 66-78.



Fink A., Kosecoff J. How to conduct surveys. A step-by-step guide. London: SAGE, 1985.



Frey J.H. Survey research by telephone. Newbury Park: SAGE, 1989.



Frey J.H., Mertens Oishi S. How to conduct interviews by telephone and in person. Vol. 4. London: SAGE, 1995.



Groves R.M., Magilavy L.J. Measuring and explaining interviewer effects in centralized telephone surveys // The Public Opinion Quarterly. 1986. Vol. 50. No. 2. P. 251-266.



Holbrook A.L., Green M.C., Krosnick J.A. Telephone versus face-to-face interviewing of national probability samples with long questionnaires: Com-parisons of respondent satisficing and social desirability response bias // The Public Opinion Quarterly. 2003. Vol. 67. No. 1. P. 79-125.



Kingwell M. Is it rational to be polite? // The Journal of Philosophy. 1993. Vol. 90. No. 8. P. 387-404.



Lavrakas P.J. Telephone survey methods: Sampling, selection and supervi¬sion. 2nd ed. London: SAGE, 1993.



Miller P.V., Cannel C.F. A study of experimental techniques for telephone interviewing // Public Opinion Quarterly. 1982. Vol. 46. No. 2. P. 250-269.



O’Muircheartaigh C., Campanelli P. A multilevel exploration of the role of interviewers in survey non-response // Journal of the royal statistical society. Series A (Statistics in Society). 1999. Vol. 162. No. 3. P. 437-446.



Schoeber M., Conrad F. Does conversational interviewing reduce survey measurement error? // The Public Opinion Quarterly. 1997. Vol. 61. No. 4. P. 576-602.



Sudman S., Bradburn N.M., Schwarz N. Thinking about answers. The appli-cation of cognitive processes to survey methodology. San Francisco: Jossey- Bass Publishers. 1996.



Tucker C. Interviewer effects in telephone surveys // The Public Opinion Quarterly. 1983. Vol. 47. No. 1. P. 84-95.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Ипатова, А.А. 2012. Как правильно завершить телефонное интервью. Социологический журнал. 4 (окт. 2012), С. 36-61.
Раздел
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ